Забытое сокровище Индии
Штат Орисса (с 2011 года Одиша) называют «забытым «сокровищем Индии». Сокровищем потому, что в нем находятся старинные храмы и уникальные заповедники. Кроме того, здесь проживают доарийские племена адиваси, сохраняющих свою уникальную культуру.
Даже индийцы из центральных штатов страны добираются в Ориссу не так уж часто. Подавляющее большинство путешественников приезжает из соседней Бенгалии, в частности – из переполненной людьми Колкаты (Калькутты). Об иностранцах и говорить не приходится про само существование штата Орисса мало кто слышал. И зря. Этот регион на берегу Бенгальского залива безусловно достоин посещения.
Город храмов Бхубанешвар
В Бхубанешваре, столице штата Орисса, когда-то было около 7 тысяч храмов, откуда и определение – «город храмов». Сегодня осталось около пятисот, остальные уничтожены временем или завоевателями. Так, благочестивые мусульманские воины бенгальских султанов, приходя в ужас от барельефов обнаженных богинь и небесных танцовщиц-апсар, рубили острыми саблями их большие груди священники до сих пор показывают эти сколы. Осмотреть все пятьсот храмов вряд ли удастся, если только вы не паломник-индуист. Но чтобы составить достаточно полное впечатление, хватит семи-восьми основных святилищ.
Самый известный и самый большой храм – это, конечно, Лингараджа Мандир в центре старого города, посвященный одновременно двум из трех главных богов индуистского пантеона – Шиве и Вишну.
Бхубанешвар вообще-то больше шиваитский город, и большинство культовых сооружений посвящено именно Шиве. Однако главный храм подчеркивает именно единство Шивы бога созидания и разрушения и Вишну-хранителя мира.
Наша справка: Индуистский пантеон очень сложен и запутан, он насчитывает, согласно некоторым исследованиям, порядка 380 миллионов богов. Основных богов трое. Помимо Шивы и Вишну это также Брахма – создатель мира, Абсолют. При этом каждое из трех главных божеств обладает большим числом воплощений и ипостасей, на хинди аватар. Например, Кришну – это одно из воплощений Вишну, как и Джаганнатх, известный россиянам больше по названию вегетарианского ресторана.
В сам Лингарадж вас не пустят, если только вы не индуист. А если даже индуист, то, скорее всего, это придется доказывать. Охрана станет задавать множество вопросов. Например, из какой местности в Индии вы или ваши предки, из какой вы касты и так далее. Поэтому удобнее осмотреть Лингарадж с крыши небольшого здания рядом с храмовым комплексом. У лестницы вас встретит полный человек с большими усами, который не терпящим протянет тетрадку, в которой надо написать имя и страну и сумму пожертвования. Можете жертвовать, можете отказаться. Вообще же сбор пожертвований повсеместная практика в индуистских храмах, и Орисса – не исключение. Поднявшись на площадку у комплекса Лингарадж, вы увидите через стену большую территорию со множеством больших и малых храмов, построенных, как и большинство культовых сооружений в Ориссе, в стиле Калинга.
Между храмов может бродить садху-святой человек, его можно отличить по длинной седой бороде и по гардеробу, состоящему, как правило, из одной набедренной повязки. Не стоит путать садху и нищих последние зачастую выглядят примерно так же. Разница в том, что нищие будут просить денег, а садху, скорее всего, воздержатся.
Наша справка: Калинга – древнее государство, располагавшееся на территории современной Ориссы. Оно было известно своими купцами и пиратами, освоившими Бенгальский залив и ходившими также в Юго-Восточную Азию, вплоть до острова Ява, а, возможно, и дальше. Калинга существовала примерно с 7 века до н.э. Но в 260 г. до н.э. ее завоевал знаменитый царь Ашока, присоединив к землям династии Маурьев. Как писали очевидцы, в битве за Калингу погибло около 100 тысяч человек, по тем временам невообразимое количество, а река Дайя, на которой проходила битва, стала от крови совершенно красной. Увидев такие ужасы, Ашока ужаснулся и принял буддизм, который с его подачи быстро превратился из секты в главную религию Индии на ближайшие несколько сотен лет.
Древняя Калинга выработала собственный архитектурный стиль. У него много особенностей, но главная отличительная черта слегка сужающиеся кверху крыши, сделанные небольшими ступеньками, немного напоминающие силуэтом елки.
Кровопролитие не удержало Калингу в составе империи Маурьев, уже через 40 лет регион снова стал независимым. Однако золотые времена Калинги уже прошли, и к 7 веку н.э. территория царства, по свидетельствам китайских путешественников, «обезлюдела и заросла джунглями».
В центре Бхубанешвара находятся еще несколько известных шиваитских храмов, построенных более тысячи лет назад. Стены их украшены искусными барельефами, не всегда приличными. Например, храм Парашурамершвар с лингамом-символом созидательной силы Шивы сбоку от входа. Вокруг лингама полагается обходить, произнося тысячу и один раз молитву из пяти слов. Это долго, поэтому шиваиты упростили задачу. Большой лингам обернут как патронташем, цепью из тысячи маленьких лингамов. И произнеся молитву всего один раз, верующий, получается, сказал ее сразу перед тысячью и одним лингамом, выполнив таким образом, задачу. Особенно почитаемые изображения богов брахманы каждое утро моют смесью из масла, молока и бханга, после чего украшают цветами.
Красивое слово «бханг» означает марихуану, продажа которой официально разрешена в специальных торговых точках штата Орисса. Разумеется, для ритуальных целей.
К Бенгальскому заливу
Обычно туристы из Бхубанешвара едут на восток, к Бенгальскому заливу, в древний город Пури. На пути есть местечко Дхаули, там в 260 году до н.э. царь Ашока разгромил войска Калинги. На скале в Дхаули остались высеченные эдикты Ашоки. Написанные на языке пали, чьи буквы напоминают пляшущих человечков, эти эдикты спрятаны сегодня в полутьме за толстым стеклом. Среди эдиктов – запрет убивать животных, повеление создавать лечебницы, в которых могли бы найти помощь не только люди, но и домашние или дикие животные, требование немедленно докладывать царской администрации обо всех несправедливостях, творящихся в государстве.
Неподалеку на холме стоит буддийская Ступа мира, воздвигнутая в 1972 году японским буддийским монахом Нитидацу Фудзии, главой одного из орденов школы Нитирэн. Всего таких ступ по всему миру построено уже 80. Согласно учению Фудзии, они должны сохранять мир. Ступа в Ориссе производит космическое впечатление – сверху ее дополняют какие-то зонтики, из-за которых сооружение напоминает обсерваторию. Хотя буддизм в Индии малопопулярен несмотря на все старания царя Ашоки, у ступы масса паломников, несущих вверх по лестнице гирлянды ярко-оранжевых ноготков к статуям Будды. Тут же находится рынок – на нем можно купить самые вкусные в Индии (по крайней мере, так утверждают местные жители) орехи кешью – один из главных продуктов штата Орисса наряду с рисом и горчицей.
Наша справка: Буддизм в Индии был распространен с 3 века до н.э. примерно до середины первого тысячелетия нашей эры, после чего начался его закат, а к 9 веку н.э. на родине Будды его последователей практически не осталось – они либо покинули страну, либо вернулись в индуизм. Это хорошо прослеживается на барельефах храмов. Если изображение было высечено до заката буддизма в Индии, то лев – символ индуизма и слон, обозначающий буддизм, спокойно лежат рядом. А после 8-9 веков льва стали изображать рвущим когтями спину слона или танцующем на поверженном сопернике.
Главная достопримечательность Пури – огромный храмовый комплекс, посвященный Джаганнатху – воплощению Вишну в ипостаси бога, поддерживающего существование вселенной. Комплекс – одно из главных мест паломничества индуистов. К храму ведет широкий проспект, по которому запрещено автомобильное движение, поэтому он весь забит яркой разноцветной толпой. Идут процессии паломников, на лотках продают разноцветные пластиковые и деревянные украшения и всякую снедь, лежат поперек улицы священные коровы. Перед входом в Джаганнатх нарисован мелом белый прямоугольник это место для представителей низших каст, так называемых далита.
Вход на территорию не индуистам запрещен, что же касается далита, то тут все не так однозначно. Конституция Индии 1950 года отменила касты, уровняв в правах неприкасаемых и брахманов, однако изжить трехтысячелетнюю традицию оказалось непросто. Белый прямоугольник перед входом служители храма каждую ночь очищают от скверны все той же смесью масла, молока и бханга.
Чтобы увидеть Джаганнатх, иностранцу надо подняться на крышу соседнего здания. Внутри там библиотека, оставшаяся еще с британских времен, с деревянными застекленными шкафами, набитыми сложенными в стопки книгами. На видном месте доска объявлений, с фото-отчетом о посещении Пури британским вице-королем Индии Виктором Хоупом в 1939 году.
В храме Джаганнтха работают 27 тысяч человек. На территории храма находится кухня, местные утверждают, что самая большая в мире – ежедневно там варят около 70 тонн риса для бесплатной раздачи паломникам, а в праздники – все 90 тонн. Рядом со входом сидит человек, который плетет и продает корзины объемом килограммов на пять вареного риса. Товар пользуется спросом, поскольку многие не только едят сами, но и берут рис от святых мест многочисленной родне.
Вторая достопримечательность Пури – пляж. Тянущийся до горизонта, он днем и ночью забит людьми. Там купаются в прибое (заплывать в море не стоит, много опасных течений, который могут унести, причем так быстро, что даже дежурящие днем рыбаки-спасатели не помогут), сидят на пластиковых стульях и смотрят на горизонт, едят острые овощные шашлычки, купленные у торговцев. Посередине пляжа – ночной рынок с древним скрипящим колесом обозрения. Еще на пляже Пури перед новым 2017 годом появилась заявка в книгу рекордов Гинесса – одна тысяча Санта-Клаусов из песка. Изваял все это известный по всему миру Сударсан Патнаик, уроженец Пури, специализирующийся на композициях из песка на злобу дня. Патнаик уже выступил против курения, помянул The Beatles, слепил множество голов выдающихся политиков. Он приезжал и в Россию, создавал скульптуры в Коломенском и в Петербурге.
Но главной достопримечательностью этого региона считается храм бога солнца Сурьи в Конарке, находящийся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный примерно в часе езды от Пури. Храм был выстроен в 9 веке н.э. на берегу океана так, чтобы первый луч солнца на рассвете попадал прямо на алтарь. С тех пор море отступило на три километра, но луч по-прежнему бьет куда положено, в чем можно убедиться лично, если приехать туда около 6 утра.
Храм построен на том месте, где, по преданию, излечился от проказы Самба, сын Кришны. Поэтому на протяжении многих веков это место считалось целебным. У входа – огромная очередь на входе, хотя иностранцев, как, например, и в Тадж-Махале, пускают без очереди. Сам храм надо обойти по кругу, рассматривая великолепные барельефы. Например, 12 пар узорчатых огромных колес (подразумевается, что храм это колесница бога Солнца, запряженная семеркой лошадей, сохранившихся фрагментарно). Особый интерес представляют высеченные на песчаниковых плитах. Тут и полногрудые апсары, кое-где пострадавшие от сабель правоверных, и целый комикс про то, как слониха несет слоненка купаться, и множество эротических сюжетов. Последние, впрочем, не столь затейливы как в Кхаджурахо. Забытые буддийские монастыри В двух часах езды на север от Бхубанешвара по весьма приличным дорогам Ориссы находятся три буддийских монастыря, многие века бывших в забвении, поросших джунглями и засыпанных землей, но сейчас раскопанных стараниями индийских археологов. Они называются Ратнагири, Удагири и Лалитгири. Разрушенные храмы из темного обожженного кирпича, среди развалин пасутся коровы и козы. С тех пор, как индуистский лев победил в Индии буддистского слона в конце первого тысячелетия нашей эры, а Будда был признан одной из реинкарнаций бога Вишну, многие почитаемые буддийские святилища оказались заброшенными. Часть из них и сегодня не раскопаны до конца. Поэтому в том же Ратнагири, покинутом в 13 веке, если внимательно смотреть под ноги, можно заметить в земле странно круглые камни с выпуклыми узелками-узорами. Это головы еще не раскопанных гигантских статуй будд.
Племена и заповедники
Отдельная тема – дравидийские племена адиваси, живущие в горах на юго-западе Ориссы. Добираться туда надо целый день даже сейчас. Племена эти по мере возможности сохраняют самобытный уклад жизни, близкий к родо-племенному строю. Однако обилие туристов не идет им на пользу. Еще в 1960-х годах известный советский индолог Людмила Шапошникова некоторое время жила среди этих племен, к которым тогда было добраться крайне сложно, и каждый чужеземец был для них предметом всеобщего удивления. Свои впечатления Шапошникова описала в книге «Джунгли Ориссы». Сегодня главный способ заработка у племен – изготовление сувениров – затейливых покрывал с яркими аппликациями из ткани, а также – всевозможных украшений из металла. В январе представители этих племен приезжают в Бхубанешвар, где проходит многодневная ярмарка.
Любителям наблюдений за дикими животными и поклонникам Маугли имеет смысл посетить заповедники, Симилипал, Бадама, Чандрака, озеро Чилика неподалеку от Пури. Здесь вам встретятся тигры, удавы, всевозможные птицы. К этому прилагается встреча рассвета в джунглях, ночевки в палатках, лесных гестахаусах и тому подобная экзотика.
Константин Волков, обозреватель «Российской газеты», специально для “Индийского вестника”
Комментариев : 2
Вот после таких пассажей
Вот после таких пассажей индуизм начинают называть многобожеством и язычеством! "Индуистский пантеон очень сложен и запутан, он насчитывает, согласно некоторым исследованиям, порядка 380 миллионов богов. " - традиционная фраза тех, кто не взял труда разобраться, имхо, и не понимает насколько индуизм монотеистичен.
Начиная с того, что аватар - это санскрит (а не хинди) и аватары есть только у Вишну, заканчивая тем, что в индуизме абсолют - это не Брахма, и никто из индуистских богов, и даже не ведические боги, а Брахман, подробности для интересующихся в Кена Упанишаде.
И никаких миллионов богов! Есть только триада, которая есть выражение единого Брахмана, так же как и аватары Вишну лишь его воплощение. А местные божества - доиндуистские и имеют к нему отношение лишь потому, что они в нем растворились, чему яркие примеры дравидские божества, например, богиня Минакши из Мадурая или Каньякумари из одноименного города, которые являются воплощениями Парвати, шакти Шивы, а никак не самостоятельными богинями.
Если считать Пашутапи отдельно от Шивы, Гопалу отдельно от Кришны, и т.д., то есть пересчитать все эпитеты индуистких богов и аватаров богов, прибавить к ним местных божеств, то да, получатся миллионы. Правда индусы не считают вовсе, считают только белые, которым число важнее смысла, а потом делают поверхностные, но многозначительные выводы.
Хороший штат - белых очень
Хороший штат - белых очень мало. Особенно "руссо туристо". Им там неинтересно. Паломники и случайные забредшие ;)....
Напишите отзыв или вопрос