Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Трое в Гималаях не считая духа

окончание

Легенды тропы к Гомукху

Вернулись к палатке, где медитировал ВАТ, и решили заночевать здесь же, а спускаться в Ганготри уже поутру.
На рассвете, в горах выпал снег, покрыв все вокруг тонким пушистым одеялом…
В Ганготри мы встретили ещё одну группу наших ребят, которые после курсов по Крийя-йоге в Ришикеше направлялись к истоку Ганги, вытекающему из под ледника в 18 км от сюда. Широкая, хорошо выдолбленная в скалах и выложенная плоскими камнями тропа шла по левому склону ущелья. День был солнечный.

Здесь легенды рождаются сами собой на каждом шагу. В одном месте тропу пересекал частокол из зубов дракона. Ты словно проходил через невидимые ворота, охраняемые гигантским всевидящим стражем, в другой мир, осторожно ступая по его ладони и видимый им насквозь. И он, мудрый древний страж, решал пропустить смелого путника, или, скажем, смести потоком камней, недостойного приблизиться к священному источнику.
В другом над тропой возвышалась голова Ханумана, внимательно и весело поглядывая на проходящих мимо.
Над всем этим царственно и величаво сверкал снежной шапкой Шивлинг.

На обратном же пути мне раскрылась ещё одна история (точнее, тогда она лишь была мною замечена и попала в объектив цифровой камеры, а как история раскрылась лишь сейчас, когда я пишу этот рассказ).

… если вам доводилось путешествовать в этих или других местах, то вы наверняка встречали таких же как вы путников, и не раз, направляющихся той же дорогой. Так случилось и в те далекие времена, о которых лишь можно догадываться.
Так же, как и сейчас, сюда стекались со всей Азии паломники. Двигались они медленно, пешком или верхом. Горные тропы были узкими, приходилось разбирать или обходить частые завалы. И путники успевали за время пути не только познакомиться, но и хорошо узнать друг друга. Порой молва обгоняла далеко вперед идущих. Так и в нашей истории – к истоку великой мудрости священной Ганге с разных концов Индии двигались два больших каравана, две семьи, из разных соёв общества(хорошо, пусть будет так). В одном вместе с родителями, родственниками и прислугой ехала юная, легкая как ветерок, прекрасная девушка. В другом – отважный юноша со своим отцом и тётушками.
И конечно же молодые люди полюбили друг друга. Но кастовые различия не позволяли им быть вместе, родственники и слышать ничего не хотели. Пока путь шел к источнику, они могли видеть друг друга и даже иногда переброситься парой незначительных слов. Когда же караваны повернули назад и настал момент расставания, девушка не смогла перенести своего горя и готова была уже броситься в пропасть, юноша в отчаянном прыжке успел обнять её. И тогда Шива сжалился над влюбленными и соединил их навеки, превратив девушку в стройное деревцо, а юношу в большой камень у её ног. Так и стоит, теперь уже, высокое дерево на краю пропасти, обвивая корнями своими каменную голову печального юноши. Молчаливо рассказывают они проходящему путнику о вечной силе любви…

Ледник, оберегающий своим покрывалом рождающуюся Гангу, понемногу отодвигается выше в горы, то ли уходя от бремени мира, доносимого бесконечным людским потоком, то ли двигаясь в своём естественном круговороте рождения и смерти, дня и ночи, сна и бодрствования; как и все сущее в этом мире…

Немного о названии.
Сказки я люблю до сих пор. Где–то, когда–то столкнулся или прочел у кого–то мысль или утверждение о том, что в сказках сокрыт более глубокий смысл, нежели предлагает канва повествования. Тогда я не уделил этому большого внимания, как, впрочем, и потом, да и сейчас тоже. Однако случайно и иногда, либо попадались какие–то книги на эту тему, либо приходили какие–либо мысли в голову.
«Пойти туда не знаю куда, принести то не знаю что» — видится мне как основной постулат йоги и других духовных учений – не стремления к плодам своего труда, делания ради делания, что способствует глубокой концентрации во время любой деятельности, позволяет быть здесь и сейчас.

«Курочка Ряба» — ну что, до невероятного простая сказка, ну что здесь такого, однако найдите того, кто бы не знал её. В индийской мифологии мы находим удивительное сходство, вот только золотое яйцо здесь – это ещё свернутая и не проснувшаяся вселенная, плавающая в океане, если не ошибусь, сансары … И пробуждается ото сна, когда яйцо разбито. Чем, пробегающая и вильнувшая хвостиком мышка, не аллегория кометы, так же сопровождаемой длинным хвостом, только движущаяся по некой замкнутой траектории. В масштабе вселенной это дни и ночи Брамы, и мышка бежит в эонах времени, символизируя собой значимость малого в великом, связь микрокосма с макрокосмом. Здесь вам и змея, кусающая себя за хвост и принцип бесконечности, и великой гармонии мироздания, и равновесия во всём, и, наверное, много ещё чего…
Вот вам и курочка Ра–ба(Ра — солнце).

Выполнила ли Золотая Рыбка последнее пожелание старухи?… вопрос вам, дорогие читатели(это скорей дзэновский вариант).

В этот день Анатолич как обычно сразу же принял пальму лидерства и растворился в конце дороги, как мне показадось приняв несколько правее, это одновременно и удивило и порадовало, мага начинало тянуть вправо, хотя основная тропа забирала явно левее. Но, как выяснилось позже, ВАТ и с ним Сэр Сахиб, знали что делают.
К тому времени, как мы с Серегой добрались до условной таможни, где два ленивых стража загорали и при нашем появлении без особой радости приняли надлежащее их работе положение. Один забрался в свою будку и взял с нас требуемую мзду, выдав при этом бумажки, напоминавшие билеты в эрмитаж. И тут откуда–то снизу, со стороны реки появился ВАТ, создавая видимость, что он здесь случайно, просто прогуливается, и не имеет никакого намерения проникнуть туда, за что надо платить, и при этом пряча свою сумку, наполненную разной фототехникой, за что здесь снимали дополнительный налог. Искуство перевоплощения было безукоризненным, нашего мага просто не заметили. И мы продолжили путь к священному истоку.
Иногда нам встречались одиночные паломники, иногда целые группы, идущих или едущих на низкорослых лошадках, проходящих мимо молчаливо, или оживленно и радостно переговариваясь. И мы приветствовали обоюдно словом «намасте», легким поклоном головы и сложенными у лба ладонями.
Некоторые нас обгоняли, иногда кого–либо обходили и мы, и снова встречались на привалах или в дхаба. Во всем этом не было никакой спешки, каждый шел своим шагом. Так нас обошла длинная цепочка, так же здоровавшихся и приветливо улыбавшихся, индийских солдат в альпинистской экипировке. Периодически встречались и знакомые нам уже Крийя–йогины. Не возможно было пройти не попробовав искрящейся на солнце, кристально чистой, и от того кажущейся живой, удивительно вкусной воды, вьющейся тонкими ленточками со скал.
На очередном привале, мы разговорились с русскими ребятами из Германии. Выяснилось, что нас оказывается знают, они читали и даже распечатали в дорогу статьи Ани из интернета о наших предыдущих походах. Сергей с Аней были в Индийских Гималаях в 2004–м году, а в следующем achadidi(добрая сестра Анна) вытащила сюда Льва и меня.
В этом путешествии явно просматривалось продолжение наших предыдущих поездок в Индию. Это и во встречах с теми же людьми, остановки в тех же местах, порой незапланированно. В Джошиматхе я привел ребят в тот же отельчик, где мы пол года тому назад останавливались с Аней и Львом. Здесь ещё было пусто, сезон паломничества только открылся, и мы заняли тот же номер, в котором был бойлер с горячей водой для душа, и ещё одна особенность – на стене висела большая фото–открытка в рамке с видом на памятник Петру Великому верхом на коне. Хозяин отеля признал меня, и когда я внёс наши данные в регистрационную книгу, где мы оказались первыми посетителями отеля в этом сезоне, он перевернул лист и показал предыдущую страницу, там была наша прошлогодняя запись — мы были последними посетителями здесь.
Сергей встретил в Ганготри старого знакомого Винота, который теперь управлял небольшим хостелем, а на пути к Топовану другого паренька, который заведовал небольшой палаткой–дхаба.

Вырвавшись из городской суеты и рутины, мы оказались в совершенно ином мире, в ином течении времени, убежден – в сказочно–мифическом, и столь же реальном, как и тот, от которого нас отделяли сейчас высокие Гималаи.

Великий исток
Было всё ещё утро, небо затянуто облаками, и здесь на высоте примерно три пятьсот довольно прохладно. Мы сами, да и все, кто нам встречался, довольно плотно укутывались во всё тёплое. Мы подходили к Гомукху – к началу ледника, из под которого бил мощный, мутно–серый поток, рождающейся где–то далеко в горах, и выходящей здесь на поверхность, священной для многих народов, божественной Ганги.

Здесь уже священнодействовали (иначе и не скажешь, для каждого пришедшего сюда это глубоко духовное событие) с дюжину паломников. Кто ограничивался омовением лица и головы, но большая часть совершала полное омовение, раздевшись до набедренной повязки(садху), или просто обмотавшись полотенцем вокруг бедер. Ганга гипнотизировала и притягивала под самый ледник. И мы не удержались и умылись прямо под ним, не отдавая себе отчёта в притаившейся опасности. Затем, не стану скрывать, я воспользовался моментом, пока мои друзья были заняты фото- и видео–съёмкой, выбрал более спокойное и доступное для купания место, разделся до трусов и, вспомнив доброго дядьку Порфирия Иванова, мысленно перекрестившись, и ни о чём не думая, погрузил своё бренное тело в замечательно ледяную, однако не кажущуюся здесь таковой, воду…
Выйдя из воды был обнаружен Сергеем, сожалевшим, что не зафиксировал сие событие для истории и для потомков, однако не долго раздумывая он так же провёл водный ритуал.
Но мы оставили без внимания Виктора Анатольевича. Сей благородный муж, продолжая бороться с мистическим притяжением Ганги, все ещё бродил с фотоаппаратом у самого ледника, выискивая хорошую картинку. В это же время я снимал на видео водное крещение Сергея, когда последний вдруг заорал «снимай», указуя перстом в направлении ледника, откуда раздался страшный грохот. Зрелище было великолепное и печальное одновременно – осел значительный кусок ледника, вызвав при этом большое облако водяной пыли и льда, в центре которого не дрогнув ни единым мускулом и даже не моргнув, стоял могущественный ВАТ. Мимо свистели осколки, вокруг рвалась ледяная шрапнель, Анатолич был непоколебим. Могущество нашего мага было неоспоримым, он словно был заговорён, окружённый невидимым защитным полем. Вот вам и Шива – Разрушитель. Печально — ледник отступал. Поверьте, это не пустые бредни, тому есть видео–доказательства и Серега не даст соврать.
В тот же день или на следующий от ледника откололась большая глыба и унесла одну жизнь, кто–то был слишком близко, мы узнали об этом на обратном пути, и как доказательство, там где раньше Ганга показывалась из под ледника, сейчас лежала груда не растаявшего ещё льда.

Для тех, кто собирается в путешествие рекомендую статью Сергея Бездитко ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ. В. ТУРИЗМЕ в сети по адресу http://www.mountain.ru/mkk/new...

А далее был Топован. Не стану его описывать, уж немало сказано про место это в разных источниках, разве что одна особенность – тишина. И здесь были встречи. Сначала мимо нас пронесся, что–то крича, а может напевая мантры, местный баба. Зазвал нас к себе в гости. Не сразу, но зашли. Посидели, помолчали, попили масала чаю. Заночевать решили чуть выше у небольшого озера. На утро Серега огласил окрестности воплем «Запускайте Берлагу» и занырнул в ледяную зеленую воду озерца.
Пошли по Топовану дальше в глубь гор и через пол часа ходу встретили идущую навстречу легкой походкой светловолосую девушку в индийской одежде. Поприветствовав «хэло, хаваю», что в английском «привет, как дела», в ответном приветствии услышал родные вибрации и мы перешли на русский. Мария Николаева, как оказалось, изучает йогу и пишет книги об этом древнем учении.
Погода начинала портиться и Сэр Сахиб выразил общее желание повернуть в обратную сторону, куда недавно ушла Мария, к Ганготри и далее к горячим источникам и уже в сторону дома, время, как говорится, не ждёт, и неумолимо приближалось окончание нашего квэста. У бабы мы встретили ещё наших ребят Алексея и Стаса, с которыми ещё нас сводила судьба на обратном пути, со Стасом в Ганготри и с Алексеем и Марией в Ришикеше. Много интересных встреч выпало нам за время столь непродолжительного похода…

Но об этом уже не здесь и не сейчас, а как–нибудь в другой раз, быть может…

Время путешествия: 
май 2006-го
Автор и\или источник публикации: 

Андрей Малашенок

Зубы дракона Голова Ханумана Шивлинг В объятиях вечной любви


Комментариев : 6

воображение - это хорошо

achadidi аватар

но не всегда!

Брамины и кшатрии - это все таки варны, понятие каст в Индию привезли европейцы в 16-17 веках, в то время как институт варн старше, чем вся европейская цивилизация.
И кто тебе сказал, что дети браминов и кшатрия не могут жениться? это новелла! почитай законы Ману хотя бы!
Из общеизвестных примеров: есть такой городок Джанси, это ближайшая станция к Каджурахо, в нем есть памятник Рани Джанси - правительнице Джанси, которая после смерти своего мужа (который был раджпутом и кшатрия) воевала с британцами. Так вот Рани Джанси - Лакшми Бая ее звали, была дочерью брамина из Варанаси...
Есть еще куча примеров, так что не надо придумывать то, чего нет...

Всё ясно, спасибо

andrey аватар

Воображение, да ещё на пути к Гомукху - какой-то нонсенс, абсолютно с Вами согласен!

мифотворчество -

achadidi аватар

может быть правдоподобным, а может быть наподобие детектива.
ктонить прочтет и будет потом думать, что так и есть, ибо людей, которые знают меньше тебя - предостаточно, а выдумок насчет Индии - еще больше. а у этого проекта цель собрать информацию, а не сеять заблуждения.

и не очь понятно почему брамины и кшатрия? а не вайшья или шудры? не любишь шудр? а зря! о человеке имхо стоит судить по его делам, а не соц.положению. лично знаю браминов, которые в следующей жизни вряд ли получат хорошее рождение. а также знаю одного шудру - очь достойного молодого человека, который воспринимает работу как севу, а когда не работает изучает писания, медитирует и делает йогу. при этом говорит, что он ничего не знает и не умеет, и при этом он довольно симпатичный, и при этом он тоже был у Гомукха...
так что паренек-шудра тоже может покорить сердце высокородной красотки, в этом случае у него правда шансов маловато, так что твоя легенда, могла бы быть и поближе к жизни.

и ПОЖАЛУЙСТА при отправке комментария НАЖИМАЙ КНОПКУ ОТВЕТИТЬ под тем постом, на который отвечаешь. в противном случае не понятно кому ты пишешь, здесь - видимо себе

Спасибо, однако я вижу, что фантазия штука заразительная

andrey аватар

Каюсь, каюсь и мне тоже не хватает внимания...

Дзэновская притча, возможно

andrey аватар

Страшный волшебник заключил джина в глиняный сосуд и выбросил в океан. Пролетающая мимо чайка заметила и подхватила плавающую бутыль. Понесла её к берегу и бросила на скалы. Сосуд разбился и джин оказался на свободе.
Другой вариант истории - сосуд остался цел, разбился джин.

продолжение

продолжение будет?
интересно пишешь, не ездишь больше?

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
благоде_ствующий: