Календари Индии
В многонациональной Индии исторически сложились и до недавнего времени применялись несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов, в том числе полузабытые календари древних эр: распространенная в Керале эра «Холлам», принятое в Гуджарате летосчисление «Викрам», кашмирский календарь «Саптарши», бытующая до сего дня эра «Бангали сан» и др.
Вместе с тем широкое распространение имеет и григорианский календарь, который применяется в Индии с 1757 г.
В настоящее время почти все газеты, журналы и книги датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная и даже тройная датировка: по григорианскому календарю, по местному, гражданскому и единому национальному календарю.
ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Перед числительным, обозначающим год по григорианскому календарю, может стоять слово «сан» - «год», «эра», а за ним слово «исви» - христианский, напр.: «сан 1979 И. - «в 1979 г.»
Названия дней недели:
понедельник - «сомвар» (от «Сом» - «Луна» + «вар» - «день»);
вторник - мангалвар (от «мангал» - «Марс»);
среда - будхвар (от «будх» - «Меркурий»);
четверг - «брихаспативар», «гурувар» (от «брихат» или Туру» - «Юпитер»);
пятница - «шукрвар» (от «шукр» - «Венера»);
суббота - «шанивар», «саничарвар» (от «шани» или «саничар» - «Сатурн»);
воскресенье - «равивар», «итвар» (от «рави» - «Солнце»).
Таким образом, в Индии дни недели носят названия тех же планет, что и в древнем мире (Вавилоне и Риме).
Мусульмане употребляют названия дней недели без компонента «вар» (кроме «итвар»), напр.: «мангал», «будх» и т.д. Для некоторых дней недели они используют отличные от общепринятых названия; понедельник - «пир», четверг - «джумэрат», пятница - «джума».
Семь дней составляют неделю («саптах», «хафта»). Две недели называются «пакш» или «пакхвара». Григорианский календарь используется правительственными учреждениями и ведомствами.
САМВАТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Самватским календарем пользуются преимущественно в Северной и Центральной Индии. Летосчисление по нему начинается с 57 г. до н.э.
Перед числительным, обозначающим год, может стоять слово «самват» - «год», «эра» (сокр. См.), а за ним слово «Викрами» - «Викрамадитья» (сокр. Ви.), напр.: См. 2036 «в 1979 г.». Это летосчисление связано с именем Викрамадитьи - национального героя и идеального правителя, о котором существует множество легенд.
Солнечный год «саур варш» состоит из 365 дней, или двенадцати месяцев
Название месяца - Кол-во дней - Соответствует европейским месяцам
Чайтра, Чайт - 30 - март - апрель
Вайсакх, Байсакх - 31 - апрель - май
Джъештх, Джетх -31-32 - май - июнь
Ашарх, Асарх -32 - июнь - июль
Шраван, Саван - 31-32 - июль - август
Бхадрапад, Бхадон -31-32 - август - сентябрь
Ашвин, Асвин, Куар - 30-31 - сентябрь - октябрь
Картик, Катик - 30 - октябрь - ноябрь
Агахан, Аграхаян, Маргширш,- 29 - ноябрь - декабрь
Поуш, Пус - 29-30 - декабрь - январь
Магх - 29-30 - январь - февраль
Индусские праздники определяются обычно по лунным месяцам «чандрамас» того же названия. Продолжительность лунных месяцев меньше солнечных, и счет по ним приводит к потере 11-12 дней ежегодно. Поэтому после каждых трех лунных лет «чандраварш» добавляется дополнительный месяц «адхимас» для устранения этой разницы. Так, в 1958 г. лунный месяц шраван, в который был вставлен дополнительный месяц (с 7 июля по 15 августа), длился со 2 июля по 29 августа.
Лунный месяц делится на два полумесяца («пакш» или «пакхвара»), каждый из которых состоит из двух недель: «шуклпакш» («суди») «светлая половина» (от новолуния до новолуния) и «темная половина» (от полнолуния до новолуния).
Перед названием дня всегда ставится указание, к какой половине лунного месяца этот день относится: «шуклпакш» - «относящийся к светлой половине» или «кришнапакш» - «относящийся к темной половине».
Перед датой иногда ставится слово «мити» - «день месяца», напр.: «мити агхан шу сатэн 2006 Ви. ко», что означает: «седьмого дня светлой половины месяца Агхан 2006 г. Викрамадитья», т.е. «26 ноября 1949 г.»
МУСУЛЬМАНСКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ ОТ ХИДЖРЫ
Мусульманское население Индии для исчисления религиозных праздников использует арабские лунные месяцы и летосчисление от хиджры, т.е. переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Для мусульманского мира это явилось знаменательным событием, поэтому в 638 г. н.э. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры. Начало мусульманской эры было отнесено к пятнице 16 июля 622 г. н.э.
Лунный год мусульманского календаря делится на 12 лунных месяцев: Мухаррам (30 дней), Сафар (29), Раби ул-Аввал (30), Раби ул-Акхир (29), Джума-дал-Улла (30), Джума-дал-Акхра (29), Раджаб (30), Шабан (29), Рамазан (30), Шаввал (29), Зикада (30), Зилхиджа (29; в високосном году 30 дней).
Продолжительность лунного года - 354 дня (355 дней в високосном году), поэтому летосчисление от хиджры ежегодно отстает от григорианского на 10-12 дней. Начало года хиджры приходится на разные месяцы григорианского календаря, а месяцы хиджры невозможно сопоставить с европейскими.
Для приближенного перевода дат мусульманского календаря на григорианский можно использовать следующую формулу: Г = М + 622 - М/зз, где Г - год григорианского календаря, М - год мусульманского календаря.
Пример: Г= 1392 + 622 - 1392/33 = 1972 -. Знак «минус» свидетельствует о том, что при делении 1392 на 33 образовался дробный остаток, который следует отнять от 1972. Следовательно, 1392 г. лунной хиджры соответствует 1971-1972 г. н.э.
При обратном переводе пользуются формулой: М = Г - 622 + Г - 622/32 .
Пример: Г= 2000 - 622 + 2000-622/32 = 1421 +. Знак «плюс» свидетельствует о том, что при делении разности 2000 - 622 на 32 образовался дробный остаток, который следует прибавить к 1421. Таким образом, 2000 г. н.э. будет соответствовать 1421-1422 г. хиджры.
Мусульмане, приняв семидневную неделю, считают седьмым - нерабочим - днем пятницу, так как в пятницу, по преданию, родился пророк Мухаммед.
Отсчет суток у мусульман ведется с момента захода солнца.
Прочие
ЭРА КАЛИЮГА
Это летосчисление ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.
ЭРА НИРВАНА
По этому летосчислению отсчет времени ведется с 543 г. до н.э. - предполагаемой даты смерти Будды Шакья-Муни, или Сиддхартхи Гаутамы. Календарь этот до сих пор применяется последователями буддизма.
ЭРА ФАСЛИ
Одна из последних по времени возникновения историческая эра Индии. Была введена могольским императором Акбаром. Использовалась только для датировки официальных документов. Берет свое начало с 10 сентября 1555 г. н.э. Год фасли солнечный.
КАЛЕНДАРЬ ШАКА
Гражданский календарь Шака широко распространен на Юге Индии. Летосчисление по нему ведется с 15 марта 78 г. н.э. Новый год отмечается 12 апреля с отклонением в 2-3 дня в ту или другую сторону. Отсчет суток ведется с восхода солнца.
ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Сложность функционирующих одновременно на территории Индии многочисленных календарных систем создавала столь значительные трудности, что индийское правительство было вынуждено ввести с 22 марта 1957 г. Единый национальный календарь, сущность которого сводится к следующему:
I. В качестве основы взята эра Шака;
II. Продолжительность солнечного года этой эры - 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд;
III. Простой календарный год содержит 365 дней, а високосный - 366;
IV. Год начинается первого числа месяца чайтр, что соответствует 22 марта в обычные годы и 21 марта - в високосные, т.е. на следующий день после дня весеннего равноденствия;
V. Год состоит из 12 месяцев (см. табл.).
Название месяца - Число дней - Соответствует датам григорианского календаря
Чайтра, Чайт - 30 (в високосном году 31) - 22 марта (в високосном году 21 марта) - 20 апреля
Вайсакх, Байсатх - 31 - 21 апреля - 20 мая
Джъештх, Джетх - 31 - 21 мая - 21 июня
Ашарх, Асарх - 31 - 22 июня - 22 июля
Шраван, Саван - 31 - 23 июля - 22 августа
Бхадрапад, Бхадон - 31 - 23 августа - 22 сентября
Ашвин, Асвин, Куар - 30 - 23 сентября - 22 октября
Картик, Катик - 30 - 23 октября - 21 ноября
Аграхаян, Маргширш, Агахан - 30 - 22 ноября - 21 декабря
Поуш, Пус - 30 - 22 декабря - 20 января
Магх - 30 - 21 января -19 февраля
Пхалгун, Пхагун - 30 (31) - 20 февраля - 20 марта (или 21 марта)
Для определения високосного года, а также соответствующего года по григорианскому календарю к году эры Шака нужно прибавить 78, и если сумма делится на 4 без остатка, то год - високосный, напр.: 1894 г. эры Шака + 78 = 1972 г.н.э. - делится на 4, следовательно, год високосный. Если сумма окажется кратной 100, то год будет високосным только в том случае, если сумма без остатка делится на 400.
На письме перед числительным, обозначающим год, или после него могут стоять слова «шак самват» - «эра Шака».
Календарь этот предназначен для удовлетворения гражданских и общественных нужд. Для отправления религиозных обрядов по-прежнему используются местные календари.
Новый год хиджры и Единого национального календаря в системе григорианского летосчисления.
Эра Год
1980 1981 1982 1983
Лунная хиджра (1-е число Мухаррама) 9 ноября - начало 1401 г. 30 октября - начало1402 г. 19 октября - начало 1403 г. 8 октября - начало 1404 г.
Единый национальный календарь (1-е число чайта) 21 марта - на-чало 1902 г. 22 марта - начало 1903 г. 22 марта - начало 1904 г. 22 марта - начало 1905 г.
Материалы взяты из книги: 3.М. Дымшиц, В.И.Горюнов, О.Г.Ульциферов «Учебник языка хинди» ч. 3, М., 1983. (Прим. ред.)
Кандидат исторических наук С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии», Под общей редакцией А.М.Кадакина, Посольство России в Индии, Нью-Дели, 1991, 2002. Было опубликовано на старом сайта посольства РФ в Индии
Комментариев : 16
А какой сейчас год по Кали
А какой сейчас год по Кали Юге?
2012 год григорианского
2012 год григорианского календаря это 5113/5114 год Кали юги
2068/2069 год календаря Викрам, 1934/1935 Шака самват и 2555 буддийского календаря
Вопрос
Вопрос на который я пока нигде не нашел точного ответа, с какого события началась Кали Юга? Я читал здесь, на индонете в статье achadidi, что новая эра началась со смертью царя Рамы. Понятно, что Рама, после того как отбыл паломничество за грех убийства брахмана (асура Раваны, который был брахманом) в Дхармадарии (Модхера) не захотел оставаться на Земле и сейчас живет на небесах. В других источниках совершенно другая версия.
И сразу еще один вопрос (на него я знаю точный ответ) - согласно Манавадхармашастра какова главная добродетель современной эпохи? (За этот красивый вопрос моя большая благодарность Enizma)
Про добродетель в Кали Югу
Про добротетель Кали Югу ответ найти проще :)
Кстати, Манавадхармашастра переводится обычно как Законы Ману, не так красиво конечно, зато просто и понятно :)
Быстро
Быстро вы ответили (хотя подспудно подсказка то была в предыдущем вопросе), я так только со второй попытки ответил правильно. А все-таки, как насчет первого вопроса? Мне больше нравится та версия, с Рамой (т.е. привязать с началом Кали Юги Рамаяну, а не битву при Курукшетре, когда Арджуна, подстрекаемый Кришной, взял на себя грех братоубийства ради выполнения долга воина). Однако, наверно она все же не правильная, жаль
Я никогда про второй вопрос
Я никогда про второй вопрос всерьез не задумывалась и с Ману в данном случае не согласна, просто я привыкла лезть в первоисточники :)
Что касается начала Кали юги то я других вариантов не встречала, хотя по большому счету все это довольно условно. Индийское летосчисление оперирует такими колоссальными временными отрезками, что скорее смерть Рамы "подгоняли" под конец трета юги, чем 412 тысячелетий ждали пока он умрет :)
Почему?
Почему вы не согласны с Ману? Я вот тоже не совсем согласен (вспомнил эпизод с Шариковым из "Собачьего Сердца"). Не думаю, что одна только щедрость есть главная добродетель современной эпохи
... потому, что для меня
... потому, что для меня важнее любовь и сострадание в смысле сопереживания. И судя по Будде, Махавире, Иисусу не для меня одной :) 2 тысячи лет конечно не большой срок, но последние тысячелетия западная и восточная цивилизации прожили под большим воздействием Христа и Будды все таки, уже не говоря о крещении Америки.
Не скажу про ислам, но изначально это христианская ересь, как и христианство было ересью иудейской, так что возможно, что эти ценности и там имеют значение.
Все правильно
так и есть - любовь и сострадание. У суфиев это самое главное. Законы Ману интерпретировались неоднократно и принимать их дословно не совсем правильно, хотя бы потому, что они строят строгую иерархическую систему, при которой рожденный в четвертой варне не может быть посвящен, т.е. приравнен к "дваждырожденным". Дхарма шудр в этом случае яркий пример дискриминации, что присуще только индуистской религии
про интерпретации законов
про интерпретации законов Ману я пожалуй не соглашусь, ибо индийцы в отличие от других народов слишком трепетно относятся к текстам, именно благодаря их отношению разные версии Веды практически идентичны, а она гораздо древнее.
Что касается чатурварньи, то этот процесс шел постепенно, это можно проследить по источникам разного времени, я писала про развитие кастовой системы во времени в статье https://indonet.ru/a... и то, что он докатился до закрепления системы у Ману в таком виде как раз следствие его эволюции, а не переписывания текста, разумеется имхо.
Сами же варны в законах Ману описываются очень подробно, выдержки приводила в https://indonet.ru/a... и эту тему лучше все таки там обсудить
Рама и Кали йуга
Рама к Кали йуге ни какого отношения не имеет. К Кали йуге имеет отношение Кришна. Кали йуга началась как уже говорили 18 февраля 3102 года до н.э. Кали-ЙУГА началась на поле битвы Курукшетра когда две армии сошлись для битвы. В это время было затмение Солнца и Кришна пропел свою Гитопанишаду (известную как Бхагавад Гита).
дата смерти Кришны
В согласии с описаниями «Бхагавата-пураны» и «Бхагавад-гиты» и основанными на них астрономическими расчётами, датой смерти Кришны в индуизме считают 18 февраля 3102 года до н. э., то есть через 36 лет после битвы на Курукшетре. Таким образом Кали Юга никак не могла начаться именно на Курукшетре.
Совершенно верно. Кришна жил
Совершенно верно. Кришна жил после битвы еще 36 лет согласно Махабхараты и проклятия Гандхари. Но насчет того что Кришна умер именно в этот день нет указаний. Ппроизошла путанница. Так считал Саи Баба. Это он сказал что Кришна умер в этот день. Но на самом деле этот день - это день начало Кали йуги и начала Битвы на Курукшетре. Что же касается Бхагавата Пураны или Бхагавад Гиты - то там не говорится о расчетах и о датах. Но говорится чуть ранее в Махабхарате.
Ага
значит Кали юга началась с битвы на поле Куру.... впрочем это знаменательное событие вполне подходит по смыслу к смене эпох :)
спасибо за разъяснения
Махабхарата, кн.5, глава
Махабхарата, кн.5, глава 140
Бхагаван (Кришна) сказал:
7. Когда услышишь Гандивы гул, рокочущий как удар грома,
Тогда не будет ни треты, ни криты, ни двапары-юги*.
8. Когда сына Кунти, Юдхиштхиру увидишь в сраженьи,
Хранимого молитвой и жертвой, и его великое войско,
9. Подобного солнцу, и сжигающего колесницы, на которое и
взглянуть трудно, - Тогда не будет ни треты, ни криты, ни двапары-юги!
10. Когда увидишь многомощного Бхимасену в битве,
Пляшущего среди боя и пьющего кровь Духшасаны,
11. Слона, убитого соперником во время течки, -
Не будет тогда ни треты, ни криты, ни двапары-юги!
12. Когда увидишь в бою обоих мощных сыновей Мадри,
Как два слона опрокидывающих колесницы сынов Дхритараштры,
13. В дожде летящих стрел, дробящих вражеские колесницы,-
Тогда не будет ни треты, ни криты, ни двапары-юги.
14. Возвратясь отсюда, Карна, скажи Бхишме, Дроне и Крипе: -
Настаёт приятный месяц, когда напоённые поля зеленеют,
15. Когда мух еще мало, когда все деревья покрыты плодами,
Когда вода не нагрета, прохладна, свободна от грязи и
на вкус приятна,
16. В седьмой день (месяца) новолуние будет,
Тот (день) называют днём бога Шакры-тогда мы начнём
сраженье;
17. Тогда можно сказать всем царям, сошедшимся для схватки:
"Что вы задували, то я вам предоставлю:
18. Царевичи, раджи, покорные воле Дурйодханы,
Приняв от оружия смерть, высочайшего пути достигнут!"
Напишите отзыв или вопрос