Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

У истоков независимой Индии

Сегодня, 15 августа, Индия отмечает День Независимости.
Сегодня независимость Индии связывается в сознании людей, поверхностно знакомых с историей, исключительно с Ганди и партией Индийский национальный конгресс... Вот я и решила написать короткий очерк по индийской истории, напомнив как начиналось национально-освободительное движение в Индии и кто на самом деле стоял у его истоков...

Восстание сипаев
Первое открытое выступление, ставившее цель избавление от колониального ига произошло задолго до рождения Ганди и появления ИНК.
Сначала, в 1857 году, это было лишь восстание индийских солдат, благодаря чему оно и получило название Восстание Сипаев. Оно началось среди бенгальских солдат и причина была забавна - солдаты не могли по религиозной причине использовать патроны, пропитанные свиным и говяжьим жиром, которые надо было разрывать зубами. Это было неприемлемо ни для мусульман, ни для индусов, британцы даже не думали о таких мелочах...
И затем беспорядки распространились по всей Индии при поддержке некоторых махараджей.
За 2 года сипайское восстание переросло в истинно все-инди́йское народное восстание, восставшие даже захватили Дели, но потерпели поражение.
Подробнее о восстании можно прочесть здесь https://indonet.ru/S...

Впрочем британцы были вынуждены пересмотреть свою политику по отношению к Индии и ликвидировали Ост Индскую компанию, в результате чего Индия превратилась из почти собственности ОИК в колонию Британии.
Восстание было подавлено, но Индия бурлила.
Индия больше не могла быть ничьей собственностью, она была страной с древнейшей культурой, с уникальным наследием, величайшей философией, огромность которых завоеватели просто не могли осознать.

В 1885 года в Бомбее была создана первая в Индии политическая партия Индийский национальный конгресс. Основателями партии были Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи которые выступали за социальные реформы и конституцию, а не независимость Индии.
Методы ИНК вплоть до 1 четверти 20 века были исключительно конституционными и заключались в давлении на британцев при проведении законопроектов.
Конечно это было нечто новое, но не борьба и не за свободу, скорее за права самим распоряжаться богатствами этой страны, ну и конечно в определенном смысле политическая игра, которая устраивала и Великобританию и индийский эстеблишмент, рвавшийся к власти в своей стране.

Очаги освободительного движения Индии

Стремясь к мобилизации народных масс, один из крупнейших руководителей национально-освободительного движения Б. Г. Тилак устраивал с 1896 г. грандиозные праздники в честь Шиваджи — лидера антимогольского движения маратхов.

Руководители антиколониального движения в Пенджабе 1870-х годов объявляли себя продолжателями дела гуру Гобинда (1675—1708) — сикхского вождя, который мужественно сражался против Аурангзеба

Бенгалия конца 19 века была как бы сейчас сказали пассионарной, и на этой благоприятной почве идеи независимой Индии привились и дали бурные всходы.
В ответ на первый британский раздел Бенгалии по религиозному признаку в 1905 году появляется движение Свадеши (от санскритского "своя страна"). Цели Свадеши - освобождение Индии от британских колонизаторов. И первый метод борьбы - бойкотирование британских товаров (это вам ничего не напоминает?). Свадеши пропагандируют индийскую традицию как символ автономии Индии, выступают за ее возрождение традиционных промыслов и избирают своей эмблемой прялку.
Свадеши - это дитя Шри Ауробиндо, Локманья Бал Гангадхар Тилака и Лала Раджпат Рая.

Идеи свадеши распространяются в печати, создана газета "Банде Матарам" ("Привет тебе, Родина-мать!" – припев из песни Банкима Чандра Чаттерджи, ставшей национальным гимном. По инициативе Ауробиндо газета стала партийным органом "Новой партии", лидером которой было решено провозгласить Тилака.
Рост влияния партии и ее программа – свадеши во всех провинциях и сварадж Индии – настолько обеспокоили лидеров умеренных националистов в Конгрессе, что они стали называть ее членов "экстремистами".
На страницах "Банде Матарам" Ауробиндо выступал с идеями полной независимости Индии, бойкота английских товаров, не-сотрудничества с английской администрацией, игнорирования английской образовательной системы ("всеобщего свадеши"). Постепенно "Банде Матарам" обретает всеиндийскую поддержку.
16 августа 1907 года Ауробиндо был арестован как редактор "Банде Матарам". Газета "Банде Матарам", как и многие другие, была закрыта. Поэтому, выйдя из тюрьмы, Ауробиндо сразу приступил к изданию новой газеты на английском языке "Кармайогин".

В декабре на сессии Конгресса в Сурате произошел раскол между умеренными и экстремистами. Тилак обвинил лидеров умеренных в отказе от принятых на калькуттской сессии резолюций о свадеши, бойкоте и национальном образовании.

Были и другие блистательные бенгальцы: Рабиндранат Тагор и Банкима Чандра Чаттерджи пытались также словом пробудить самосознанием индийцев, ибо они очень восприимчивы к искусству...
Были и индийцы других национальностей...

Позднее, на политическую арену выходит Субхас Чандра Бос, он выступает лидером молодежного движения, также ставящего целью изгнания англичан.
В 1928 году в Калькутте Бос обращается к делегатам ИНК с призывом о достижении государственной независимости Индии, а не получение статуса доминиона, то есть члена британского союза, что было предложено Ганди. Но поддержки в ИНК он не находит...

И все они пытались вырвать свой народ, свою Бхарата-ма из чужих рук каждый на свой лад, каждый делал то, что он умел и мог сделать.
Терактами, бандхами, прокламациями, песнями, призывами заглянуть в себя, найти свет древней культуры. Они призывали, угрожали, просвещали, звали и призывали по помощь Богов...

Они не заигрывали с британцами, потому что здесь они были на своей земле, которую любили, они не боялись смерти, они скользили по лезвию бритвы: от подполья до судов, их высылали, кидали в тюрьмы, расстреливали и вешали...

Но это они растормошили тысячелетний сон Индии...это они заставили индийский народ поднять глаза и осознать себя детьми Вечности, о которой из завоеватели даже не имели представления... но о них забыли авторы учебников.

А остальное написано в каждом учебнике истории...
Но мне не понятно почему... Почему в каждом учебнике по истории один и тот же короткий набор имен.
Неужели Индия на самом деле забыла тех, кто пытался ее пробудить?
Или наоборот, кто-то или что-то пытается заставить ее забыть свое собственное прошлое и имена ее великих сыновей...

И ведь была же альтернатива разделу Британской Индии
Но почему, почему тогда эти смертоубийственные переселения и разрывы экономических связей...
Об это много спорят и не зря. История утекла в пески 20 века, но для современных землян важно знать почему случаются такие "ошибки"


Комментариев : 4

Любопытно, что 15 августа

achadidi аватар

Не только День независимости Индии, но и День рождения Ауробиндо... хороший подарок получился

Да, забыла, в статье использовала:
материалы Википедии,
фрагмент Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук А.Е.Величенко Санкт-Петербургский государственный университет, 1999.

У истоков независимой Индии

achadidi аватар

У истоков независимой Индии -1

Света Филиппова • 7 лет назад
Восстание 1857-1859действительно взорвало всех бхаратья.А ведь незадолго до него,БлаватскаяЕ.П. писала об Индии:"...страна покрылась тиной, как пруд стоячей воды, заснула старческим сном, пробуждаясь лишь урывками то в одном, то в другом месте". А пробуждалась она, я думаю по причине непримиримой вражды двух вер:"...только присутствие британских войск сдерживает фанатизм обеих рас, которые иначе стали бы резать друг другу горло на каждом религиозном празднике той или другой стороны..."

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
возможно это было и так во времена Блаватской. во времена Акбара все было иначе.

а во время раздела Индии, в результате переселения по плану, который в основном одобрили все индийские столпы, погибло огромное количество народа.

Света Филиппова • 7 лет назад
По поводу рождения Индийского национального конгресса...Мохандас Ганди говорил своему биографу Луи Фишеру, что вначале на всех руководящих постах в Конгрессе были теософы. Одного из них, Аллана Хьюма, считают даже отцом Конгресса.Джина и другие мусульманские лидеры прежде входили в состав Конгресса. Потом они покинули его, обвинив Конгресс в чрезмерных симпатиях к индуизму...По словам Ганди, ..."они не обрели Братства человечества среди индусов. Они говорят, что ислам есть Братство человечества. Но в действительности ислам-это Братство мусульман Братство человечества-теософия". Да, теософы, входившие в Конгресс, работали в нём как частные лица(теософское общество не принимает участия в политике). Но не теософы первыми принесли в Индию идею всемирного братства. В1867 году с ней выступил Рамалингам, знаменитый йог из Южной Индии.

Света Филиппова • 7 лет назад
А что альтернаива? Новый сосуд, в котороый переливают всё то же содержимое. Извечное противостояние индусских сект и течений исламу кроется ещё в "брахманском" индуизме - "необъятное тело" которого впитало и ассимилировало Зороастризм и Иудаизм, но совершенно "забыло"про Ислам, который к тому времени ещё не родился. Но мы вроде знаем, что пассивная толерантность индуизма не должна оставлять места религиозной вражде.Ведь говорит Вьяса:" Мы находим совершенных даже за пределами своей касты и веры". Кришна гораздо круче: "Я- нить, на которую нанизаны жемчужины всех религий" Но к этому МИРУ РЕЛИГИЙ надо ещё придти.

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
Было несколько теорий о разделе индии, под постом статья умного чела, который этой проблемой занимался. я же не индолог, я просто иногда интересуюсь.

Кстати никогда нельзя забывать и про сикхизм, все таки это синтетическая религия была направлена на соединение индуизма с исламом.

У истоков независимой Индии -

achadidi аватар

У истоков независимой Индии - 2

Света Филиппова • 7 лет назад
Учение кротости у сикхов постепенно перешло в религию"кальзы"("земля спасённых или освобождённых от греха").Священная война магометан-джехад в сравнении с кальзой "не более как фейерверк"(по Блаватской .Е.П.). По догматам сикхов(изданным Говиндом в 17 в.) :"Бог есть дух, но хотя Его дух всемирный, он сходит на землю только, чтобы осенять сикхов, и его присутствия нигде не заявляется им, кроме одной кальзы; невзирая, однако, на это отсутствие Бога, "все народы должны стремиться к составлению единого", т.е. должны сделаться сикхами. ВСЕ, КРОМЕ "МАГОМЕТАН", КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ СИСТЕМАТИЧЕСКИ И НЕУСТАННО ИСТРЕБЛЯТЬ, ОСКВЕРНЯЯ ДАЖЕ МОГИЛЫ ИХ ПРАОТЦОВ И СВЯТЫХ".(опять же черпаю из Блаватской Е.П.) Но правда законы сикхов меняются... В 19 веке, питая ненависть к "сынам лживого пророка", сикхи вступали с ними в коммерческие компании и даже научились пьянству...

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
Сикхи кажется стремились к миру со всеми, почему эта Роза Мира Востока и вылупилась.... а то, что между ними и
мусульманами вспыхнула вражда - результат того, что мусульмане убили
сикхского гуру, вот и все.

Что до Блаватской... не уверена, что ее можно отнести к историкам с полным правом, и к религиоведам тоже, впрочем.

Что такое кальза я понятия не имею, и даже старик гугл этого не знает, а вот хальса - всего лишь сикхская община...Я думаю, что для того, что бы со знанием дела рассуждать на эту тему, надо как минимум прочесть Гуру Грантх Сахиб, я не читала и не собираюсь, если честно.

И вообще пост был не о том! А о тех революционерах и тех событиях, которые привели индию к независимости, но они почему то забылись...

Света Филиппова • 7 лет назад
Англичанам не удалось бы усмирить мятеж в 1859 без помощи пенджабцев, особенно сикхов. Причины помощи британцам с их стороны заключались в мщении сикхов к индусам Центральной Индии, помогавшим покорить Лахор и Пнджаб в 1845-1849годах, а также в ненависти к мусульманам ("Из пещер и дебрей Индостана" Блаватская Е.П.)

Света Филиппова • 7 лет назад
Конечно коммент втиснуть-не статью написать, владея темой.Но смысл его,мне кажется, заключается в возможности на основе пусть "обрывочных" знаний, но расширить традиционную источниковую базу в познании истории (Индии), её интерпретации.Поскольку я цитировала Блаватскую, то употребляла слова в русском переводе 19 в. Так и Шимла тогда звучала как Симла и.т.д. К сожалению, Блаватская- не востребованный отечественными и зарубежными исследователями исторический источник.

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
Света, Блаватская источник в историческом плане весьма сомнительный. Не думаю, что она писала не правду, но ее источники не всегда были достоверны и взгляд у нее был тоже специфический, она ведь изучала не Индию, а теософией занималась, а все остальное записывала по пути, возможно иногда не сильно разбираясь в этом. Как записки путешественника ее книги интересны, но не к этнографии, ни к истории они не имеют серьезного отношения.

Я вот почему то не слышала слов с "з". Что до С и Ш, это не проблема перевода, южные индийцы не произносят Ш просто.
И еще, вы начинаете с нового коммента и не понятно на какой из моих отвечаете.

И вообще эта тема не о Блаватской, а о другом!

Если вы считаете Блаватскую и ее работы по Индии незаслуженно забытыми или недооцененными - вы можете написать об этом отдельно статью (после регистрации) или небольшой топик на форуме (без регистрации), но не в моем посте, он о другом!

У истоков независимой Индии

achadidi аватар

У истоков независимой Индии -3

Леонид Валентинович Ганюшин > Света Филиппова • 7 лет назад
Читал я Блаватскую, про её путешествие в Индию и многие другие места. У неё было своё видение Индии, сикхов, и тогдашние международные дела. Бывая в Амритсаре, общаясь с сикхами, понял что у них в крови нелюбовь к мусульманам, причём всех национальностей. Веками сикхи стояли на пути исламской экспансии в Индию, и если бы не они, то я думаю что в Индии было бы сейчас преобладающее исламское население. В Амритсаре есть национальный музей-панорама посвящённая Махараджу Ранжиту Сингху, он же Лев (Тигр) Пенджаба, так вот он и его отец аж Афганистан с строгости содержал, пуштунов, и др. Да, мне тоже не нравится что современные сикхи пьют спиртное. А мусульмане в Амритсаре живут, они очень заметны на улицах надменным несением себя и злым выражением лица, контраст с окружающей средой разительный.

Achadidi Аннушка Adm > Леонид Валентинович Ганюшин • 7 лет назад
Леонид! Давайте все таки Блаватскую и все остальное обсуждать в другой теме, а не в моей о независимости Индии, это не имеет отношения к моей теме!

Если Блаватская стольких интересует - сделайте топик на форуме! И про сикхов, пожалуйста, туда же...

andrey > Света Филиппова • 7 лет назад
Вы правы... Нашел и продолжаю находить сегодня подтверждения, сказанного ею более века тому назад. Все чаще тоже ссылаюсь на ее работы...

Achadidi Аннушка Adm > andrey • 7 лет назад
Андрей, это пост об индийских революционерах! не надо флудить, я уже 3 раза просила! Сделайте о Блаватской самостоятельный пост и обсуждайте там ее сколько душе угодно! тем более, что именно для таких обсуждений недавно создан раздел виртуальная масала

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Щ
б
з
Л
н
Введите код без пробелов, учитывая регистр