Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Павлова - крестная индийского танца

Великая русская балерина Анна Павлова у истоков возрождения классического индийского танца

Русская прима-балерина Анна Павлова имела огромное влияние в европейском балете в начале 20 века была. По праву Павлова считается одним из лучших танцоров классического балета в истории. Павлова была дружна с индофилом сэром Ротенстейном, и интересовалась искусством Индии и древней культуре этой страны.

Когда Павлова впервые побывала в Индии, она пожелала лично увидеть храмовый классический индийский танец, но все, что могла найти было на любительском уровне. Индийский танцор Рам Гопал описывает ее поиски: "Она умоляла богатых и образованных индийцев показать ей те мистическое и изысканные индуистские танцы, о которых было известно, что они существуют в Индии, хотя их исполнители и прятались. И неизменный ответ, который получала Павлова: храмовый танец не существует больше в Индии, нет больше Катхакали, Катхак, Бхаратанатьям. "

Еще в 19 века администрация Индии, возглавляемая британскими правителями и получившими образование на Западе индейцами, заклеймила традиционных исполнительних храмовых танцев девадаси "храмовыми проститутками", успешно загоняя их в подполье, подальше от глаз общественности. Дэвадаси были официально запрещены и коллективы распущены как аморальные.

Но Павлова никогда не сдавалась. Ее любовь к Индии оказало глубокое влияние даже на западный классический танец. Она была под таким сильным впечатлением от фресок в пещерах Аджанты, что, вскоре после возвращения из ее первого индийского турне в 1922 году она разработала собственный балет под названием "Фрески Аджанты". Павлова также ставит "Индуистскую свадьбу" и "Радха и Кришна", постановки, где традиционная хореография балета переплетается с разноцветием Индии и яркими нотами ориентализма.

В своих путешествиях и выступлениях по всему миру Павлова встречала талантливых индийских художников. И ее желание встретиться в Индии с легендарными танцорами храмовых танцев, в сочетании с ее высоким статусом звезды классического балета, дань таланту которой отдавали при европейских дворах, вдохновила некоторых из них на то, чтобы вернуться на родину, чтобы искать и развивать свои собственные древние традиции, возрождать наследие индийского классического танца.

Павлова нашли 3 чрезвычайно талантливых молодых индейцев с потенциалом, который позволял им стать традиционными танцорами, но которые преследовали другие цели. Это были Удай Шанкар, художник, Лейла Рой, музыкант, и Рукмини Деви, классическая балерина. Павлова пробудила в них желание вернуться к своим корням, обучая их секретам современных спектаклей и театральных постановок, она оказала влияние на возрождение индийского классического танца.

Рукмини Деви

Рукмини Деви впервые увидела знаменитую русскую балерину во время посещения Бомбея с Джорджем Арундале, ее английским мужем и сотрудников Теософского общества Анни Безант. Рукмини Деви и Анна Павлова познакомились во время путешествия в Австралию.

В то время Рукмини Деви была покорена классическим русским балетов, которому она успешно обучалась. Но Павлова старалась привить ей интерес к традиционным индийским танцем, так же, как она делала это с Удай Шанкаром и Лейлой Рой, и призвала Рукмини помочь ей поднять индийский танец из его неопределенного состояния.

Для оживления южно-индийского храмового танца, одной преданности и таланта было мало. Рукмини Деви потребовалось вся ее убежденность и мужество, чтобы нарушать социальные ограничения и табу. Деви начала с революционного шага - с поиска и изучении искусства девадаси Гаури Амма и мужчин, преподавателей танца из Танджора.
В процессе обучения Рукмини Деви внесла в него изысканность и сделала социально приемлемым, заменив большинство эротических элементов жестами преданности.

В 1935 году она выступила на шестидесятилетний юбилей Конвенции Теософского общества в Мадрасе. Она была одета в самое приличное платье, выступая в безупречно белом, молча, она провозглашала чистоту, достоинство и духовность ее танца, который она представила под названием Бхаратнатьям.

Менака

Настоящее имя г-жи Менаки было Лейла Рой. Рожденная в Англии, ее матерью была англичанка, отец ее - адвокат верховного суда был бенгальцем, получившим британское образование, Лейла с самого раннего возраста проявила музыкальный талант. Но выступать на публике не считалось респектабельным, и ее отец, категорически не рекомендует это делать.

После того как Лейла переехала в Индию со своей сестрой Мирой Чаттерджи, обе демонстративно присоединились к танцевальной труппе созданной Камаладеви Чаттопадхайя. Дружба Лейлы с принцессой Индира Райи, из княжества Барода, также стимулирует ее тягу к искусствам. В то время она была флейтисткой, а не танцовщицей.
Анна Павлова, которая тоже был знакомой принцессы, познакомилась с Лейлой, и открыла ей мир танца, что перевернуло жизнь молодой музыкантши.

Обучение Лейлы танцу начались после того, она вышла замуж за полковника доктор Сингха Сокхей, другого друга принцессы Барода, он был ученым и служил в индийской медицинской службе британской колониальной армии. Доктор обладал чувствительностью художника и скоро осознал весь культурный потенциал своей талантливой супруги.

При поддержке мужа, Лейла взяла лучших учителей и вскоре освоила танец Катхак. Она была очень смелой женщиной, она была также традиционалистской, которая почитала чистоту индийского танца и искусства. Она связана с многими деятелями индийской культуры и патриотами, участвующими в борьбе за свободу Индии от британского правления, такими, как Рабиндранат Тагор, поэтесса Сароджини Найду и Камаладеви Чаттопадхаи, активной сторонницей традиционного искусства Индии.

В соответствии с индийской классической традицией танцевального искусства Лейла рассматривала танец не как способ развлечения зрителей или средство самовыражения, но как механизм духовной деятельности. В статье, опубликованной в 1933 году, она объясняла: "Человек должен овладеть всеми традиционными техниками. Мы должны усиленно пресекать все попытки обмануть публику бессмысленным позерством. Мы не хотим, чтобы наши танцы стали экзотической и эротической презентацией для наслаждения Запада. Они должны выражать эмоции жизни и нашего народа, это не этнографические позерство ".

Лейла открыла собственный танцевальный коллектив в 1934 году и начала танцевальные классы для новых студентов. В том же году она поставила свою драму "Кришна Лила" в Оперном театре в Бомбее. Во время своей короткой танцевальной карьеры она ставит другие танцевальные драмы. Она отбрасывает традиционные песни катхака и использует специально обученных музыкантов традиционного стиля для создания оркестровых ансамблей, порывая с обычным исполнением индийской музыки.
Таким образом, ее спектакли были слиянием традиционализма и новаторства.

Творческий импульс Менака получила от высококвалифицированных художников и педагогов, у которых взяла тщательность и трудолюбие - качества, которые Анна Павлова в ней поощряла.

После основания собственной труппы Лейла стала известной как мадам Менака.
Ее энтузиазм поддерживался ее мужем, который воспользовавшись кратким официальным визитом для участия международной межправительственной конференции по биологической стандартизации в Женеве, использовал его для организации турне по Европе (1935-1938). Индийский балет Менаки выступал на сценах многих европейских столиц, коллектив принял участие в международной танцевальный олимпиаде в Берлине в 1936 году, где мадам Менака завоевала первый приз и получила широкое общественное признание, после чего была приглашена на съемки зарождающегося в те годы кино в Германию и Англию.

Продолжение ... Анна Павлова и Удай Шанкар


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
в_аимозаменяемость: