Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Сикхские обычаи и ритуалы

Особое место в сикхской культовой практике принадлежит общей, совместной сикхской молитве. Сикхское моление может проводить любой сикх; эта традиция была заведена для того, чтобы не вызывать к жизни целый класс священников с их претензиями на власть. Проводить его может даже женщина, потому что сикхизм провозглашает и проводит в жизнь равенство мужчины и женщины. Это может быть обычное чтение гимнов киртан или совместный молитвенный ритуал с элементами проповеди, который называется ардас.

Предрассветная совместная молитва в храме является одной из самых святых сикхских традиций. Общей молитвой в храме сикхи приветствуют наступление нового дня, благодарят Бога за спокойно проведенную ночь и испрашивают Его благословения на дневные дела. Такая утренняя молитва называется киртан (буквально: «прославление»). Во время нее исполняются начальные страницы Книги Ади Грантх. Это Мул Мантра (буквально: «корневая мантра»), которая открывает Книгу. Собрание из 26 гимнов гуру Нанака Джапджи, расположенное вслед за «Мул Мантрой», содержит сикхский символ веры и исполняется каждый день. После этого распределяется карах прасад. Обязательная для всех ежедневная храмовая молитва на этом завершается, и дальнейшее храмовое расписание зависит от многих обстоятельств. Обычно стараются, чтобы в храме было проведено за день пять полных молитвенных служб (число 5 в сикхизме священно). В течение дня в любом случае обязательно исполняются определенные части Ади Грантх. Поэма Аса-ди Вар гуру Нанака, Ананд Сахиб, сочинение гуру Амар Даса, или Сукхмани, написанная гуру Арджуном, исполняются чаще всего. По окончании чтения этих молитв также распределяется карах прасад.

В течение дня, после обязательных молитв, почти всегда проводится ардас. Этот вид совместного моления сикхской общины, содержащий элементы проповеди, проводится во всех сколько-нибудь значимых случаях в жизни общины или отдельного ее представителя. Во многих случаях проведение ардаса по просьбе сикха или его семьи отмечает важные моменты и переходные точки жизненного пути человека. Ардас совершается перед началом путешествия, перед всяким важным делом, перед вселением в новый дом. Ардас всегда проводится во время ритуалов жизненного цикла. Для участия в молении ардас сикхи собираются в храме или на дому у того, по чьей просьбе оно проводится. Собравшихся должно быть не менее пяти человек, как это вообще принято в сикхизме, и обязательно действо проводится в присутствии Гуру Грантх.

Молитвенный ритуал ардас принят в хальсе со времен гуру Гобинд Сингха и имеет четкую структуру. Все присутствующие принимают активное участие в молитве, часто восклицая знаменитую сикхскую формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». В первой части молитвы произносится несколько стихов из Книги, в которых упоминаются Бог и все десять гуру. Во второй части моления сикхи вспоминают свою героическую историю и говорят о том, как община прошла через испытания. Они призывают помнить о прошлых испытаниях и победах Пантха, а также о святых мучениках сикхской религии, о «тех верных членах хальсы, кто был обезглавлен за веру, четвертован, скальпирован, колесован, распилен на куски; кто принес свои жизни в жертву, защищая святые гурдвары, никогда не отказываясь от своей веры; тех, кто был тверд в своей верности нестриженым волосам истинного сикха; передан им свою милость, о хальса, и призови Бога, говоря Вахигуру». В третьей части моления ардас упоминается повод, по которому оно проводится, и приводятся религиозные формулы и тексты, подходящие к случаю. Заканчивается моление пожеланиями благополучия всей хальсе. Его обычно исполняют в унисон все члены общины. После ардаса карах красил распределяется всем присутствующим.

Во время Бхог, завершающей, вечерней части ежедневного чтения, перед общиной сангат исполняются шлоки гуру Тегх Бахадура Мундавни и Раг Мала, то есть последние четыре страницы Книги. Затем Книга накрывается покрывалом румал. и на сегодня ее оставляют отдыхать.

Главная религиозная церемония в жизни сикха, это без сомнения, церемония посвящения в сикхскую общину, хальсу. Она называется амршпа-саискар или пахул. Посвящение в общину проводится в сикхском храме в присутствии всей общины или в сикхском ломе в присутствии родственников и друзей сразу для многих мальчиком и девочек. достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обычно это молодые люди из сикхских семей. Провозглашенная сикхскими гуру возможность вступления в сикхскую общину для представителей любой веры и происхождения теоретически остается в полной силе, но практически теперь не реализуется. Сикхская община сама превратилась в своего рода замкнутую кастовую группу, и для нее также характерны наследственные профессии, браки внутри общины (эндогамия) и культурное своеобразие. В этом проявилось действие социальных механизмов индийского традиционного общества. Более того, в этом обществе закрытость общины воспринимается со стороны других сект и каст как правильная и естественная.

Ритуал проводится так, как некогда его совершил десятый гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Для проведения ритуала избираются пять особо уважаемых членов общины, которые в память о первых героических посвященных в хальсу сикхах называются Панч Пьяре. Эти пятеро должны иметь при себе все полагающиеся члену хальсы пять символов. Сами принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды. Обряд проводится перед Книгой Ади Грантх. Один из посвящающих рассказывает собравшимся неофитам о принципах хальсы и спрашивает, принимают ли они их. После того как те дали согласие, один из посвящающих начинает читать молитву. Одновременно для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, символ бессмертия, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Ее готовят пять посвящающих. Они ставят в центр большой железный сосуд с водой, взятой из пруда около Золотого Храма, и сладкими добавками. По очереди они читают молитвы и гимны из Ади Грантх, при этом размешивают воду мечом. (Сикхская традиция гласит, что при первых гуру амрита не приготовлялась и обряд посвящения в сикхи был другим. Тот, кто хотел стать сикхом, пил воду, в которой были омыты ноги гуру, - в знак полного подчинения его воле.)

Когда напиток готов, начинается собственно посвящение. Каждый кандидат вызывается для принятия амриты. Он или она складывает руки в пригоршню, чтобы жидкость не проливалась, и выпивает пять раз полную пригоршню, приговаривая вслед за произносящими молитву Панч Пьяре формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Затем ему пять раз брызгают амритой в глаза и лицо, пять раз на голову и волосы. Всякий раз вступающий произносит сикхскую молитвенную формулу. Затем вступающий пьет амриту прямо из сосуда. После этого он читает пять раз молитву «Мул Мантра». Затем Панч Пьяре рассказывают новообращенным о правилах поведения сикха и других важных указаниях сикхских гуру. С этого момента прошедшие обряд считаются принятыми в хальсу. Они получают добавление к имени Сингх («Лев») для мужчин и Каур («Принцесса») для женщин. Новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все собрания, сикхские святыни и вступать в брак. Обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. Важнейшие из этих обязанностей — ежедневно совершать молитвы, передавать 1/10 своего дохода на цели общины и носить атрибуты хальсы, «пять К». Главными грехами, которые сикх не должен допускать, считаются: стрижка волос и бритье бороды и усов; употребление мяса, приготовленного по мусульманским правилам; нарушение супружеской верности; употребление табака.

В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по каким-либо причинам (в том числе и по причине совершения греха) выбыл из общины. Такие люди должны сообщить о своей причине Панч Пьяре, выдержать возложенное наказание и после этого могут присоединиться к остальным посвящаемым.

Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов. Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось. Третий гуру Амар Дас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал.

Наречение имени. При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного. Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий. Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу. Как правило, это бывает, когда ребенку' всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно. Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его. Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные - имена гуру и других великих людей. Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение.

Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям. В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти. Все это общение проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники.

У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся. Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете. Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха. Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас. Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений. После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх. По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа.

В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж.

Похоронный обряд. Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. Смерть тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом. Тело обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу реки или водоема. Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из Ади Грантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая семья, как правило, проводит Патх — сплошное чтение всей Книги Ади Грантх, которое обычно длится семь дней и долее. Период траура длится четыре—десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц Ади Грантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души.

Автор и источник публикации: 

Константин Родин. Источник http://www.sikhism.r...

Сикхская невеста ожидает бракосочетания в храме Амритсара.  фото www.thehindu.com


Комментариев : 1

Индийские сикхи

achadidi аватар

Индийские сикхи отказались от ношения тюрбанов
Около 75 процентов индийских сикхов моложе тридцати лет отказываются от соблюдения религиозной практики, сообщает The Boston Globe со ссылкой на неофициальные исследования. Внешние признаки религиозности, такие как ношение тюрбанов, бород и длинных волос, кажутся индийской молодежи непрактичными и несовременными.

Индийские суды завалены сотнями тысяч исков молодых сикхов, не принятых в вузы по религиозной квоте, утверждает газета. В августе 2008 года в Верховный суд Индии попала апелляция четверых молодых сикхов, не принятых в медицинский университет по квоте для религиозных меньшинств. Абитуриентам было заявлено, что на места для сикхов не могут претендовать люди, стригущие свои волосы.

Сикхи стали отказываться от своей традиционной атрибутики еще в восьмидесятых годах двадцатого века. После серии терактов, проведенных радикальными сикхами в поддержку независимости Пенджаба, сикхи стали подвергаться гонениям на улицах индийских городов. В девяностых годах нетолерантность к религии в индийском обществе проявлялась в карикатурах на тюрбаны в индийских СМИ, рассказывает The Boston Globe.

Обязательные внешние признаки сикхов были установлены в 1699 году. Все мужчины, исповедующие сикхизм, обязаны носить тюрбан, длинные волосы и бороду, а также иметь при себе три стальных предмета: кинжал, гребень и браслет. Право сикха на ношение оружия и на бесплатный проезд в любом общественном транспорте, включая междугородний, закреплено в индийской конституции.
http://lenta.ru/news...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ге_графия: