Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Шива

Шива является одним из основных божеств индуизма.
В Ведах Шива не упоминается, есть божество Рудра ("ужасный") связываемое с разрушительными силами природы, обращались к нему не с просьбами, а стараясь умаслить, так что для Рудры использовали эпитет Шива - "добрый".
Впоследствии, возможно, этот культ отождествился с бытовавшим еще в доарийском Хараппском царстве культом шамана-аскета-повелителя животных, и Шива в сознании индусов стал аскетом, ведущим асоциальный образ жизни, и провоцирующим людей на занятия йогой.
Чаще всего Шива так и изображается в образе голого йогина с пучком спутанных волос на голове. Его можно также узнать по следующим атрибутам: месяц ("под косой блестит") в волосах, трезубец и маленький барабанчик в руках, тигровая шкура вокруг бедер, змеи, обвивающие его шею и руки, заменяют Шиве украшения. Рядом с Шивой изображают его ездовое животное - быка Нанди, что выдает связь Шивы с древними родственными зороастризму культами.

Шива имеет также абстрактную форму для почитания: лингам. В храмах это округлый, чаще черный камень, лишь отдаленно напоминающий фаллос. Изоражение лингама непременно сопровождается кругом йони - символ женских половых органов, и энергии, гармонично дополняющей Шиву в космическом равновесии. Это древний символ плодородия, которому и до сих пор приносят жертвы в виде посыпания лингама цветами и зерном и поливании молоком и медом.

В Бенаресе Шиве поклоняются как Вишванатху - господину мира и богу смерти.

В Катманду Шива почитается как Пашупатинатх - повелитель животных.

В Тамил Наду Шива популярен в форме Шивы Натараджи, танцующего бога, и центр поклонения ему находится в Чидамбараме.

Местом теперешнего обитания Шивы называют гору Кайлаш, священную как для индусов, так и для тибетцев. Она находится в Гималаях, на территории Китайской республики (Тибет).

Для женщин Индии Шива - воплощение идеала мужа и любовника, у него просят рождения сыновей.

Шиваитских паломников и служителей можно узнать по трем горизонтальным белым полосам на лбу и на других частях тела, иногда в центр лба ставят красную точку, что символизирует женскую энергию. Шиваиты носят в качестве четок и талисманов бусы из семян священного дерева рудракш.

Многие святые в Индии были объявлены воплощениями Шивы, в том числе и те, что сейчас живы. Самым прославленнным аватаром Шивы считается философ Шанкара (предположительно 8 век н.э, но индусы указывают гораздо более раннее время его жизни), проживший всего 32 года, но за это время успевший обойти всю Индию пешком, прославившись во всех ее концах. Считается что это Шанкара основал большой индийский чар дхам - 4 места паломничества: Кедарнатх на севере, Дварку на востоке, Рамешварам на юге и Пури на западе.

Автор и источник публикации: 

автор я


Комментариев : 5

имена Шивы

achadidi аватар

я часто встречала значение имени Шивы (в переводе с санскрита) - благой, милостивый, благодетель.
в Тамил наду Шива также широко известен под именем Сундарешвара (т.е. красивый, прекрасный господин), святилище Сундарешвары имеется в женских храмах, например, в храме Менакши в Мадурае

Шива - значение имени и имена

ratri аватар

Ши́ва (др.-инд. Çiva, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в так называемую божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Шива был включён в пантеон сравнительно поздно (около 200 до н. э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3—2-е тысячелетие до н. э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого зверями, в котором можно усмотреть прототип Ши́вы в его функции «хозяина животных» (Пашупати).
Многие атрибуты Шивы были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры- Шивы стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра — эпитетом. О позднем и не вполне органичном вхождении Шивы в индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши. Согласно одной из версий этого мифа (Мбх. XII 283—4; Ваю-пур. 30; Вишну-пур. I 8, и др.), Шива первоначально был отстранён от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашённый на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить её лишь после того, как ему была обещана в ней постоянная доля. В процессе длительной ассимиляции в Шивы были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Шивы и отражены в его эпитетах. Шивы — «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы (Мбх. II 20), и он — истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров — Трипуру (Шат.-бр. III 4, 4; Мбх. VIII 24; Матсья-пур. 125, 40; Шива-пур. II 5). Вместе с тем для своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Шива — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и т. п.

Тандава и символика

ratri аватар

Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец — «тандава», который Шива в качестве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары (ср. дионисийский культ). Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шивы По другой легенде, Шива покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шиву, но Шива содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку; они наслали на него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Шивы.

Созидающие аспекты образа Шивы воплощены в его основном символе — линге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони — женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шивы в «Махабхарате» (XIII 14, 33) мудрец Упаманью говорит, что знак творения — не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Шива — верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов (Линга-пур. I 17; Шива-пур. II 5; Ваю-пур. 55, 21—61). Сходный аспект культа Шивы отражён также в представлении о нём как о двуполом существе — Ардханаришваре, с правой — мужской и левой — женской половинами (Матсья-пур. 260, 1—10, и др.).

Шива как разрушитель

ratri аватар

Будучи богом-создателем, Шива — одновременно и бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы.
Свиту Шивы составляют пра-матхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи — злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом.
Ещё более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Шивы: тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра; исторгнутый изо рта Шивы ради разрушения жертвоприношения Дакши; имеющий львиную голову Киртимукха, рождённый гневом Шивы для уничтожения Раху; Бхайрава («ужасный») — чудовище с гигантскими клыками, опоясанное черепами и змеями, которое Шива сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме. Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве «великого аскета» (Махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию.

изображения Шивы

ratri аватар

Посредине лба Шивы — третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Шивы особенно губителен: его пламенем он сжёг бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Шива, когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Шива во время пахтанья богами океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, его шея — синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем. На многих изображениях Шивы у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхат-вангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т. д. Со своей женой, имеющей множество ипостасей (Деви, Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.), Шива живёт на вершине Кайласы. У него два сына: бог войны Сканда и предводитель его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное (вахана) Шивы и его постоянный помощник — бык Нандин. В пуранах перечисляются 1008 имён, или эпитетов, Шивы. Помимо названных ранее, среди них наиболее известны: Бхутешвара («господин бхутов»), Вишванатха («владыка всего»), Гангадхара («носящий Гангу»), Гириша («властитель гор»), Джатадхара [«носящий копну (волос)»], Ишана («властитель»), Ишвара («господин»), Капаламалин («с гирляндой из черепов»), Махеша («великий владыка»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий»), Стхану («твёрдый»), Трилочана («трёхглазый»), Чандрашекхара («увенчанный месяцем»), Хара («уносящий»), Шанкара («благодетельный») и др.

Литература:
Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В., Мудрецы и философы древней Индии, М., 1975;
Ayyar C. V. N., Origin and early history of Saivism in South India, Madras, 1936;
avism, Saivism and minor religious systems, Varanasi, 1965;nBhandarkar R. G., Vais Gonda J., Visnuism and Sivaism. A comparison, L., 1970;
O’Flaherty W. D., Asceticism and eroticism in the mythology of Śiva, Oxf., 1973;
s, Bonn, 1928 (Diss.). Meinhard H., Beiträge zur Kenntnis des Śivaismus nach den Purān

П. А. Гринцер. статья из энциклопедии «Мифы народов мира»

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Индокит_й: