Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Могольские сады

Эстетическое великолепие Могольских садов
Сад по всем критериям – это упорядоченная планировка открытого пространства, в особенности если этот сад является одним из могольских садов в Индии, спроектированных для того, чтобы вызвать в посетителе ощущение изысканности огороженного кусочка рая на земле посредством чинных правил философии планировки.
Для самого императора пространство сада было образом открытого пейзажа, изображающего величие имперской власти, в то время как для мистиков и верующих его умиротворенный ландшафт олицетворял образ Чарбагха (четырех садов) или еще более древний образ реки, описанный в Книге Генезиса, которая вытекала из Эдемского сада и затем разделилась на «четыре истока».
Что парадоксально, ум совершенно забывает об этой глубокомысленной тематической связи с идеологией, стоит только войти в один из могольских садов.
Поражает то, как организовано пространство для практичных целей и украшения.

Техническое мастерство возведенных водяных каналов для орошения сада формирует его суровый образ. С другой стороны, фруктовые деревья и виды буйно растущих экзотических растений передают ощущение спокойной двойственности формы и свободы.
В настоящее время эти сады, возможно, и не используются по своему изначальному назначению как фруктовые сады или ботанические экспозиции, но их тесная связь с сельскохозяйственными традициями еще жива, поскольку их пространство являлось ярким примером использования воды. Их прямоугольная планировка – это самый экономный способ орошения земли. Вместо прозаичного расположения каналов любовь Моголов к эстетике сделала этот важнейший элемент центральным в искусстве устройства садов.

С помощью инженерного мастерства, внешней привлекательности и даже акустических приемов, водные потоки спустили в сад с высоты, чем был достигнут эффект ниспадающего водопада. Отказавшись от идеи создания уголка дикой природы, создатели заключили эти каналы в каменный каскад, края которого были украшены резьбой, пустив струи воды по предназначенной для этого резьбе. В лунном свете, когда резьба сглаживалась, перламутровый блеск водного потока наводит на мысль о жизненной силе, ласкаемой окружающей средой.

Кто же создал эти сады? Кроме самих императоров, принцессы королевского двора оставили свой след при возведении садов во времена Моголов.
Самой первой из них была Хамида Бану Бегам, старшая вдова императора Хумаюна, которая приказала разбить сад вокруг мавзолея усопшего императора. Он стал первым садом вокруг гробницы в Индии, с территорией в 30 акров, прилегающей к берегам реки Ямуны. При воплощении стиля проектирования Чарбагх императора Бабура его квадратная сетка была подразделена с помощью водяных каналов. Стена из булыжника окружала этот райский уголок.

Спустя столетия, другие принцессы королевского двора, в частности, дочери императора Шах Джахана, решительно занимались этим искусством.
Принцесса Джаханара увезла эту традицию за собой в город Амбала, расположенный на водоразделе между речными системами Ганга и Инда.
Ее сестра Рошанара оставила после себя делийский сад Рошанара Багх, ранее окруженный густым лесом, создав тихое убежище вдали от интриг могольского двора.
Примерно в то же время одна из жен императора Акбарабади возвела сад в делийском районе Шалимар Багх. Он был точной копией сада с таким же именем в Кашмире.

Могольский сад являлся не только местом развлечений для членов королевской семьи, но и символизировал власть над землей. Император проживал в этом спокойном месте и каждая былинка и ветка росла и выращивалась по его приказанию. Разумеется, и важные церемонии члены королевской семьи предпочитали проводить в саду, что объясняет, почему Аурангзеб решил короноваться в Шалимар Багхе, а не в большем по размеру Красном Форте, построенном его отцом.

И в жизни, и в смерти, садовый комплекс Моголов был предназначен для того, чтобы в одинаковой степени служить императору. Поэтому растения для этих садов подбирались в целях поддержания идеи вечности. Угрюмые кипарисы символизировали мрачную неизвестность или смерть. Они неизменно переплетались с цветущей лианой или розой в цвету, что символизировало жизнь. Жизненный цикл и преемственность жизни были даже выгравированы в камне, как это отчетливо видно в цветочной мозаике, украшающей Тадж Махал.
Выбор расположения этих островков растительности был еще одной характерной особенностью индийского могольского сада. Они виднелись близ берега реки, приютившись у подножия холма или возвышаясь над долиной. Лучшим примером последнего можно назвать сад, возведенный в Кашмире, между прилегающими холмами долины и близ крупнейшего естественного озера штата – озера Дал. Потоки воды, направленные с высоты, придают ощущение жизни, текущей по жилам растительности. Безмятежность берега озера и ряды величественных чинаров имитируют приближение императора.
В отсутствие гор сад черпал свою силу от прилегающего берега реки. Река, несущая свои воды рядом с Таджем, укрывала мавзолей словно в утробе, тогда как стены отделяли его от сутолоки базара и пыльного пространства равнины Ямуны вдали. Подобным образом сады в фортах и дворцах представляли панорамный вид, выходивший на окрестности. Сверху можно было взирать на завоеванную территорию у подножия крепости.

Постепенно из места проведения помпезных церемоний, обители развлечений и места отдыха для сильных мира сего, сад превратился в символ колониального присутствия.
Когда Дели стал столицей Индии, архитектор Лютьенс спроектировал сад в могольском стиле во дворце вице-короля, в настоящее время известный как Могольские сады Раштрапати Бхавана (президентского дворца). В своем архитектурном оформлении сад 20-го века передает технику традиционного могольского сада с помощью пространства, окруженного стенами. Водяные каналы, несущие свои воды с севера на юг и с востока на запад, разделяют прямолинейный участок земли на четыре сектора, в то время как бордюры из однолетних растений возвращают нас в сельские сады Англии. Благодаря могольскому элементу сад составляет целостную композицию, а не является ассорти стилей без основного мотива.
И именно способность вносить в свои границы поправки времени наделяет могольские сады такой жизнерадостностью.

Изначально излюбленное времяпрепровождение императоров, сейчас Могольские сады – это концепция симметричной планировки. Своей способностью приспосабливаться и сохранить наследие для потомков эти сады привнесли основной тон в нашу культуру.
◆ Автор – известный писатель в области искусства.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы №1 2010 г. ШУБХРА МАЗУМДАР

Сад Чарбагх, Агра Вид с воздуха на Могольский сад в Раштрапати Бхаване, Нью-Дели. вид Могольского сада в Раштрапати Бхаване, Нью-Дели. Сад вокруг мавзолея императора Хумаюна в Нью-Дели.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
М
М
б
А
в
Введите код без пробелов, учитывая регистр