Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийские каникулы

День 1: Улёт. Москва. Аэропорт Шереметьево, 16.20. Дождливо и пасмурно, но мы то знаем, что до солнца осталось несколько часов и 5000 км через Иран и Афганистан. Некоторым из нас авиаперелет был в диковинку. Наша славная команда состояла из 5 человек. Представлю всех в возрастном порядке:

Кузьмич (Quzmitch) - 26, старший инспектор заповедника о.Врангеля в отпуске. "Polar bear, strong Russian man". Наша касса.
Ольга (Olga) - 24, сотрудник P&G. "Russian smiling girl". Главный девиз: "А что грустить? Ха-ха-ха (* заливисто)". Наш организатор вписок и переводчик.

Илона (Ailona) - 24, ГИС специалист Гринпис. "Белкость". Наш переводчик и моторчик.
Кахим (Kaheem) - 24, подающий надежды географ. Звезда, пользующийся популярностью не только индийских девушек, но и мужского населения. Наш маршрутовед.
Женя (Zenia) - 20, студентка, инженер. "Calm girl, kid". Без нее и ее фотоаппарата поездка не была бы столь красочной. Наш фотограф.
День 2: Калейдоскоп контрастов и кaкaфония запахов. Дели. Дели встретил нас рано утром (около 3.00) резким запахом продуктов человеческой и животной жизнедеятельности в перемежку с пряностями и сладковатым запахом гниения. Но по-настоящему мы рассмотрели его, когда встало солнце. Дели - большая разросшаяся деревня, где соседствуют трущобы и многоэтажки, улицы переполнены людьми, коровами, собаками, рикшами, машинами. Где запахи меняют друг друга, но никогда не исчезают. Где пыль висит в разогретом слегка тошнотворном воздухе. Мы сразу же были подвергнуты атакам всех нищих города: стариков, детей, людей с язвами (надо заметить, что бомжи там не источают столь привычный российскому носу запах, зато вид у них, как у мумий и визуальный шок сполна компенсирует их "невонючесть").

Посмотрели храм Лотоса. Внутрь заходить не стали, пожалели обувь, которую надо оставлять снаружи и свои ноги от всяких там инфекций. Надо сказать, ничего в нем особенного нет. Далее по пути зашли в Кришнаитский храм и понаблюдали за процессом службы. Службой это не назовешь, скорее хоровым пением и танцами. Главный Кришнаитослужитель скакал с микрофоном и неожиданно мог поднести его ко рту заливающегося ребенка, было очень похоже на музыкальный конкурс "Утренняя звезда".

В Дели удивительные дороги. По ним все движется в каком-то хаосе. Кажется, что никаких правил дорожного движения в принципе не существует, а ГАИшники давно оттуда сбежали, так как все равно с таким количеством двигающихся предметов ничего сделать нельзя. Моторикша - наш выбор. Этот смешной трехколесный мотороллер напоминает развлечение из детского парка, однако скорости и маневренность развивает удивительно быстро. Главное, не вывалиться в дверные проемы и следить, чтобы в очередной пробке тебя не погладила тощая рука еле ковыляющей старухи, на которую без крика ужаса не взглянешь.

День 3: Горное озеро. Наинитал. В предгорьях Гималаев в штате Утаранчал мы оказались рано утром, проснувшись в автобусе от шекочущего нос солнышка. Выгрузившись и вдохнув свежего воздуха отправились искать нужную нам гостиницу. Везде сверкают надписи "Keep Nainital green and clean", правда мусора от этого не на много меньше. Каждый идийский город как живой организм - всегда есть движение и звук. Проходим по улицам утреннего еще не вполне проснувшегося городка под пристальными взглядами прохожих и праздно сидящих местных жетелей. Красиво! Большое бирюзовое озеро расположилось в углублении между горами и за несколько столетий обросло набережной, торговыми рядами, взбирающимися по холмам домами и лачужками. Ни одного метра свободной земли! Развитая туристическая отрасль и подъемник заставляют вспомнить нашу родную Красную Поляну. Различие лишь в ценах и уровне обслуживания: цена "прокатиться в 1 сторону" 30 рублей, 2 часовая прогулка на лошадях по лесным горным тропинкам к видовой точке - 80 рублей, номер на 2-х с горячей водой 250 рублей в сутки. Здесь ни на минуту вы не останетесь в одиночестве - каждый местный, завидев интуристов, считает своим долгом предложить свои услуги по любому поводу.

Здесь мы впервые увидели заснеженные вершины Гималаев. Они растворялись в дневной дымке и сливались с ярко-голубым небом. До гор - около 90 км. У подножия смотровой площадки приютились колледжи и школы, одни из самых известных в Индии.

День 4: Эстеты английского дома. Ситла. На следующий день нам надо было оказаться в д. Ситла, где нас ждали в общественной экологической организации Chirag (Central Himalayan Rural Action Group). Прибыв на место мы поселились в аппартаментах для гостей. Но что это было! Настоящий английский дом времен колониальной Индии, каменный и прохладный, с камином и неярким светом. За домом и кухней приглядывал слуга, он делал нам замечательный чай и вообще вкусно готовил. Я ощущала себя не в Индии, а в загородном доме где-то в Европе, в начале прошлого века. С крылечка открывался живописный вид на горную цепь и город Альмора у подножий холмов.

Chirag - общественная организация, которая учит местное население правильному устойчивому сельскому хозяйству и использованию продуктов природы в медицинских целях. Мы прошлись по их саду-огороду и приятно удивились знакомым растениям: петрушка, редис, лаванда, мята... Нам прочитали лекцию о компосте и сене на деревьях, сводили в местную развивающую школу для малышей. Местное хозяйство специализируется на вырашивании плодовых деревьев - яблок, персиков, лимонов. Жалко, что мы приехали зимой и не увидели цветущих садов на склоновых террасах. Зато прошлись по лесу из гималайской сосны, у которой иголки длиной 25 см! В целом округ Кумаон (юго-восточная часть штата Уттаранчал) сильно отличался от той Индии, которую мы увидели в Дели.

День 5: От очаровательной индийской деревни к ночным огням курорта. Муктэшвар-Раникхет. На следующий день, едва успев сфотографировать освещенные солнцем заснеженные горы, мы побежали смотреть Муктэшвар. Это был первый и последний день, когда шел дождик и было облачно. Провинциальная жизнь местных жителей все еще никак не укладывалась в голове после сумасшедшего Дели и глянцеватого Наинитала. Мы отдыхали и ели бананы (это самый дешевый и вкусный продукт в Индии), к сожалению в этом месте мы так и не нашли, где бы культурно перекусить. Еще в начале поездки договорились, что не будем пить местную воду и есть в сомнительных кафешках. Вот поэтому выбор местных общепитов сужался до домашней кухни наших друзей и ресторанов. Вегетарианская переперченая индийская пища, надо заметить, едва ли съедобна для русского человека. Мы питались простым рисом иногда с вареными овощами, закусывали чапати (пресные лепешки) и запивали черным чаем с лимоном. Когда пытались побаловать себя Алу (это такая картошка с соусом) непременно расктывали рот в беспомощности перед острыми специями.

После обеда выехали в Раникхет, курорт местного значения. Он встретил нас вечерними огнями базаров и неизменным индийским запахом. Мы затарились фруктами и отправились спать - на следующее утро предстояло отправиться в дальнюю дорогу по серпантинам.

День 6: Дорога жизни? Раникхет-Чамоли-Джошиматх. С утра решили много не есть, дорога предстояла длинная и в окружении местных жителей, что немного смущало. Но уже после 10 минут мы поняли, что индусы так боятся обвалов и пропасти, что никому и в голову не прийдет что-то украсть. Мы, признаться, тоже смотрели на обваливающиеся камушки под колесами с опаской. Перед каждым поворотом водитель сигналил, чтобы встречная машина сбавила скорость. Какое-то необыкновенное чувство: вокруг горы, автобус несется с невообразимой скоростью (русский Вася с будуна и 2 метров бы не проехал, на первом же повороте улетел в бурную горную речку), сосны, бананы, обезьяны, придорожные деревеньки... Все как в калейдоскопе. Так прошел целый день. Мы не только не свалились, но еще разъехались с несколькими автобусами, грузовиками и коровами. По пути не встретили ни одной аварии! Я то засыпала, то просыпалась и с каждым разом горы становились все выше и мрачнее (исчезала растительность), пока к вечеру не превратились в "пластилиновые" серые глыбы. Последние 50 км мы ехали в темноте. Во это да... вот это приключение... Да еще и по цене меньше 1 рупии за км!
День 7: Отпустите меня в Гархвальские Гималаи, отпустите меня на совсем... Джошиматх. С утра решено было отправиться на самую высокую точку нашего маршрута в д. Аули и дойти как минимум до границы снега на высоте 3000 м. Каково же было наше разочарование, когда мы обнаружили надпись перед подъемником "Rapeway is closed till Dec 20". Всего 80 rup в обе стороны и такой облом! Ехать ради гор и не увидеть их с высоты не входило в наши планы. Мы быстренько спустились на центральную улицу и в очередной раз собрали вокруг себя толпу местных жителей: таксистов, рикшей, торговцев, впаривателей, детей, просто любознательных и добродушных индусов. Решено было отправиться на джипе - всего 14 км серпантина нам обошлись в 400 местных зеленых (конечно надо было приложить усилия и снизить цену почти вдвое, но к этой особенности психологии индусов мы уже привыкли).

д. Аули - это несколько ресторанов и домов отдыха на каменистых склонах, покрытых травой и кустарником. Летом на альпийские лужайки выгоняют коров, а зимой эта местность выглядит пустынно, по крайней мере до Нового года (в январе-марте действует подъемник, самый длинный и высокий во всей Индии и туристы катаются на горных лыжах).

Подкрепившись, мы пошли пешком наверх. Гималаи были прямо перед нами, 5000-ки в нескольких километрах, они серо-коричневой стеной окружают Джошиматх, а 6000-7000 белоснежные горы строили крепости в километрах 40-50, но казалось, что все это рядом. Нанда-Деви (7816м), Трисул (7120м), Дунагири (7066м), Девистан (6608м), Нанда-Гхунти (6449м)... Мы смотрели на эту красоту, бегали по вольным безлюдным просторам (особенно ценно в Индии!), играли в снежки и лепили снежную бабу, ели апельсины и забирались на большие валуны. До заката у нас было около 6 часов, но они пролетели почти незаметно. В Джошиматх спустились пешком, срезая путь по секретным тропинкам. Сначала шли по дорогам, потом по пешеходным тропам мимо обветшалых, вросших друг в друга домиков.

День 8: И снова в путь по серпантину. Джошиматх-Чамоли-Ришикеш. Дорога в Ришикеш, по нашим рассчетам она должна была быть более оживленная. Вохможно так оно и есть, но от этого она ничуть не проще, чем та, которую мы преодолели 2 дня назад. Здесь мы увидели завалы каменных осыпей. Индусы развернули "полевой лагерь", принесли палатки, обустроили кухню. Один маленький экскаватор и руки - все, что у них есть. Надо заметить, женщины принимают в тяжелых работах такое же активное участие, как мужчины.

Вечером в пригороде Ришикеша мы отмывались, стирались и отъедались после гималайской части маршрута в доме зажиточной семьи индусов. Еще в Москве за 1 день до путешествия через hospitalityclub.com мы познакомились с Сушилом (Sushil), который приютил нас в первый день в Дели, помог с маршрутом по Утаранчалу, встретил в Ришикеше у своих родителей и собирался ехать с нами обратно в Дели. Хочется подчеркнуть, что это неожиданное знакомство во многом определило график и маршрут наших перемещений. Спасибо ему!

День 9: Айюрведа в институте леса. Ришикеш. Дехарадун. Ришикеш - столица йоги. Но так как среди нас не было йогонутых, мы спокойно прогулялись по набережной, посетили центр Айюрведы (традиционная медицина), и покормили рыбок священной реки Ганга с моста. Ганга - здесь еще довольно чистая река лазурного цвета (видимо из-за того, что истоки ее находятся далеко в ледниках гор). Тем не менее на подъездак к Ришикешу мы видели многочисленные свалки, спускающиеся к воде. Вообще нечистоплотность индусов поражает воображение даже бывалого русского человека. Наверное у европейцев в Индии случается культурный шок;). Они моют посуду в канавах, держат деньги в кастрюлях с рисовой крупой, не прячут макароны от пробегающих мимо крыс и мышей... Смешно читать, да горько находиться в таких условиях. По описаниям, почти каждый, побывавший в этой стране, как минимум почувствовал легкое кишечное расстройство. С гордостью могу сказать, что в нашей группе никто из 5 человек не испытал этого на себе! Меры предосторожности, личная игигена и только бутылированая вода - и вот результат на "5".

После обеда, проехав по дороге через джунгли со слонами, коих мы так и не увидели:(, мы отправились в институт леса в столицу штата, Дехарадун. И опять это не Индия! Англиканская архитектура музеев, подстриженный газончик, клумбы и розовые кусты. И все почему? Потому что посторонним вход воспрещен! Только для работников института леса и приглашенных. Удалось-таки разнообразить поездку даже прикосновением к академической науке, вот уж не ожидала! После прогулки по территории мы отужинали с местным доктором наук и проговорили около 2 часов о лесной отрасли в России и Индии. Так здорово! Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь только, что в Индии давно поняли проблему обезлесивания как угрожающую благосостоянию нации. У них существует государственная монополия на выращивание, уход, контроль, лесозаготовку. Никакой аренды, тем более частной собственности... И к этому они пришли уже во второй половине 20 века. А мы все еще пытаемся двигаться в сторону передела оставшихся лесных массивов. Обидно, что даже на фоне Индии Россия выглядит как-то глуповато.

День 10: "А эта свадьба, свабьба свадьба пела и плясала...". Дели. Снова Дели. Бессонная ночь в автобусе, продолжение в квартире Сушила. Сначала в Кутуб-Минар, потом на рынок, вечером на свадьбу...

Кутуб-Минар - место известное. Цена билета для иностранца - 5 USD, для местных - 15 Rp. Это древнеиндийское кирпичное сооружение, вокруг которого существует множество непроверенных слухов и легенд. В Индии специально для туристов ей дали название "восьмое чудо света". Высота башни составляет 72,5 м (наибольшая в Индии), диаметр у основания равен 14,5 м. Башня стоит без фундамента и поражает воображение своим изяществом. Трудно представить себе, как древние мастера, не имея никаких механизмов, смогли воздвигнуть подобное сооружение. Индийские ученые считают, что строительство Кутуб-Минара было начато в 1191 году раджпутским князем Чауханом. Только спустя 179 лет был достроен самый верхний, 5-й этаж башни с венчающим его красивым куполом. В 1803 году во время землетрясения купол упал на землю, так он и лежит неподалеку от башни, являясь как бы "визитной карточкой" Кутуб-Минара, рядом с которым любят фотографироваться туристы. Что-то мы этот купол не нашли, правда и не искали, просто ходили по парку и развалинам, наблюдали за игривыми бурундучками.

На рынке надо было выбрать наряды для свадебного вечера. Все незамужние девушки в Индии носят сути (балахон+штаны+шарф), а замужние - сари (завязаный особым образом шелковый кусок ткани длиной 6 м с топиком). Мы решили выбрать первый вариант, во-первых по статусу, во-вторых по практичности дальнейшего использования. Глаза разбегались от ярких цветов и блесток, страз и отделок. В Индии красивые ткани, но качество пошива оставляет желать лучшего. Красиво, а приглядишься, померяешь - ничего не нравится. Представьте, сколько времени в магазине могут провести 3 девушки, первый раз оказавшиеся в таком разнообразии текстиля? Мы уложились в 1 час, уффф! Потом пошли выбирать рубашки ребятам. Они долго не маялись, и уже через 15 минут мы были готовы к свадебном торжеству.

Вечер... Сначала пошли в комнату невесты и вручили ей букет. Она гордо сидела среди особей женского пола, очень красивая! Гораздо более нарядная, чем девушки в белом. Лично меня смущало только большое колечно в носу:). Затем мы отправились в свадебный двор. Это как бы большое летнее кафе со множеством столов, людей, прислуги, еды. Была даже сцена и мы на ней даже танцевали под индийскую попсу целых 20 минут. Больше танцев в программе не было. Я себя чувствовала как на вечеринке в Голиивуде. Все просили сфотографироваться, представиться. Те, кто не знал английского, подходили с добровольцем-переводчиком. Особо сентиментальные тетушки в сари гладили по волосам и смотрели влюбленными глазами на нашу "белую" кожу и светлые волосы. В общем, шоу еще то было!

Вдруг все вывалили за пределы дворика. Нам объяснили, что сейчас прибудет жених. Мы ждали минут 40! И тут стали доноситься звуки барабанов, крики толпы, потом появились трубачи и сам принц, то есть жених, на белом коне и в чалме. Ах, это ж мечта каждой русской девушки! (только без чалмы, и вообще лучше русский Вася или Дима, а не зажигательный индийский мачо). Дальше был что-то вроде нашего выкупа. Толпа прорвалась внутрь, только, в отличие от наших традиций. невесты внутри не было. Жених воссел на свадебный трон и только через пол-часа в окружении подружек вошла обаятельная будущая жена. Кульминацией было надевание цветочного хомута на плечи жениха и никаких тебе поцелуев, и никакого шампанского из туфельки, и вообще никакой пьянки! Все слишком театрально, очень красиво, но не по-человечески, не от души, отрепетировано.

Нашим подарком была песня. Учить мы ее начали еще в горах, и потом продолжали петь всю дорогу, так что приключения в Индии неизменно будут ассоциироваться со словами: "Ах эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала, и крылья эту свадьбу вдаль несли. Широкой этой свадьбе было места мало, и неба было мало и земли..."

День 11: Агрессивный город. Агра. Это как раз то, о чем пишут в отчетах путешественников. "Индия - старна разводил и западла, здесь каждый хочет вас надуть и что-нибудь впарить. Водители будут настойчиво заходить с вами в магазины и отели и получать комиссионные". Это все про такие туристические места, как Агра. Дошло до того, что один рикша согласился везти нас бесплатно, лишь бы мы зашли в 2 магазина и сделали вид, что выбираем товары. Даже за это он получил деньги от хозяина! Ехали, чтобы посмотреть на Тадж-Махал. Еще перед началом путешествия Агра была наиболее спорным пунктом нашего маршрута. Кто-то хотел туда попасть обязательно, кто-то был категорически против. В итоге, когда мы сели в электричку, никто уже не хотел платить 20$ за вход в святыню и день казался проведенным за зря. Однако по моему убеждению в Агру надо было съездить, чтобы увидеть "неглянцевую часть" наиболее известного города Индии. Если посмотрите предложения туроператоров, первой строчкой будет маршрут "золотой треуголькик: Дели-Агра-Джайпур". Туристов привозят к воротам, предварительно отогнав самых жалко выглядищих попрошаек, проводят в ворота, за которыми люди наслаждаются чистотой и красотой белой (хотя уже не белоснежной) мусульманской усыпальницы. Потом их та же торопливо увозят. Мы же, приехав в Агру сами, сразу почувствовали на себе все прелести туристического города. Примерно как в Дели, только умноженное и сконцентрированное в несколько раз. Здесь мы увидели калек с рахитичными ногами, мужиков, справляющих свои нужды прямо у ближайших заборов, торговцев, заставляющих купить у них футболки, хлысты, открытки и т.д. Кругом грязь, вонь, мусор, люди с неживыми глазами. Напоминало триллер, когда нет ужасов, но психологически оказывается такое давление, что хочется спрятаться от страха. Выйдя к реке Яманотри, что за оградой Таджа, мы остановились в диком ужасе: как позади памятника культурного наследия Юнеско может быть свалено столько бытового мусора? Пока раздумывали и беседовали о горе этой нации, мимо проплыл погребальный венок, потом остатки другого, больше мы присматриваться не стали, чтобы не увидеть не совсем сгоревшего трупа. Поражает такое отношение к своему родному... А туристы все наслаждаются архитектурными ансамблями и бассейнами с чистой водой, так и не увидев настоящей Индии... Хотя может для кого-то это и к лучшему, быть в неведении.
День 12: Слиппер-класс и все прелести поездатой жизни . Железная дорога Агра-Гунтакал Целый день в поезде - тоже отдельное приключение. Слиппер-класс - что-то между нашим плацкартом и электричкой. 6 полок в купе и 2 боковых, без белья и проводников, с 4 туалетами. Народ перемещается еще с большей скоростьи частотой, чем в наших электричках: торговцы, ресторан, нищие, навязчивые уборщики (их не просишь, а они повозят грязной тряпкой по полу и башмакам и требуют деньги за уборку). Рюкзаки приковали цепями и замками под койками и целый день смотрели в зарешеченные окна. Ну чем не тюрьма на колесах? Большой плюс - еда из ресторана очень дешевая и ее носят очень часто. Нам правда пришлось сделать отдельный заказ без перца, но это мелочи.
День 13: Потерянный город среди подсолнухов и бананов. Штат Карнатака: Гунтакал-Хоспет-Хампи-Хубли. От станции Гунтакал мы ехали по наиболее пыльной и кочковатой дороге всего нашего путешествия. Когда я мыла волосы, была шокирована цветом воды! Сколько же пыли вдохнули! Вокруг равнинные пейзажи с полями подсолнечника и труженниками-крестьянами. Здесь заметно меньше попрошаек, люди живут как у нас на Кубани. Нашей задачей на сегодня было добраться до древного города Хампи (14 в.). В Хоспете, пересев на другой автобус и уже изрядно наглотавшись пыли, уставшие, мы помчались к банановым рощам и развалинам столицы Виджаянагарской империи в самом сердце плато Декан. Поддавшись на уговоры рикшей, мы оставили свои вещи и отправились на обзорную экскурсию с ветерком. Времени было около 2 часов, да и мы устали очень.

Империя была очень мощной в свое время , но к сожалению, колосс оказался на глиняных ногах и пал, раздираемый внутренними неурядицами, под натиском мусульманских завоевателей. Но город Хампи, где многочисленные, и сохранившиеся и частично разрушенные, памятники говорят о высоком мастерстве народа, их создавшего, и о глубокой любви этого народа к своей земле. Все памятники расположены на площади примерно 27 кв. км и надежно защищены с одной стороны - рекой Тунгапхадра, а с трех других сторон - гранитными скалами. Свидетельства величия былых эпох потрясают своим великолепием и выразительностью. Археологические раскопки, проводимые здесь в течение длительного времени, уже открыли много нового и интересного, и можно с уверенностью предположить, что будет открыто еще больше.

Хампи - это волшебная каменная долина. Как будто великаны играли здесь в кубики, строили города и храмы, и вдруг бросили все и убежали. В остатках храмов мы наблюдали за летучими мышами, бегали по глыбам и снова наслаждались тишиной и малолюдием. Закат встретили, сидя на ограмном теплом камне, который как будто приятнул все тепло за день и отдал его нам.

Ночевать поехали в город Хубли, название которого вызывает улыбку у русского человека.

День 14: Вечная сказка про Баунти. Штат Гоа: Карвар-Чауди-Палолем beach. Конец путешествия планировали провести на море с теплым песочком и лазурными берегами. Это было кстати, так как мы намерзлись в горах и изнывали от жары и пыли Карнатаки. Итак, едем пляжничать в Гоа! Решили проехать штат с Юга на север, впереди еще 3 дня. Первая остановка Палолем - "идиллический пляж южного Гоа". Насчет идилии я бы не сказала, слишком много там туристов, рыночков, ресторанов, отелей и бунгало. Процветает бизнес рыбаков про "покатать на лодочке, увидеть дельфинов...". СанПин здесь может быть и строже, но люди все те же навязчивые индусы. В соответсвии с жесткими правилами штата их только немного отмыли:). Вечернее купание вернула радость к жизни. Здесь впервые мы вкусно и сытно поели! И никакого перца! Здесь знают, что нужно интуристам, говорят по-русски чуть-чуть. Вечерние party нас не интересовали. Нам бы выспаться под москитной сеткой...
День 15: Я лежу на пляжу. Палолем-Агонда-Кола. В этот день мы решили сделать радиалку на чуть более северный пляж Агонду - либо пешком, либо с рыбаками. Пешком как мы выяснили долго и небезопасно - в лесу кругом скалы и змеи, решили воспользоваться услугами лодочника, цена 500 за все. Дельфинчиков тоже увидели, хотя они не входили в программу (такое развлечение предлагали за 1000 Rp). Остановка на Баттерфляй beach. Плывем дальше. В Агонде мы накупались вдоволь. Залезали на большие камни, поросшие двустворчатыми маллюсками с острыми панцирями, устраивали фотосессии под кокосовыми пальмами, потом ели морепродукты в ресторанчике и бегали босиком по жаркому белому песку. В общем все в лучших традициях пляжного отдыха, с той лишь разницей, что у нас было лишь 2-3 дня, отель выбирали сами уже на месте, а не через туроператора, и дальнейшие перемещения и экскурсии устраивали самостоятельно, исползуя карты и космические снимки. Частично наша группа отправилась домой, а мы решили достигнуть Рама форта, что был в 19 км к северу. Решили использовать местный автостоп, но не достигли успеха, машин в ту сторону почти не было. Зато на закате мы обнаружили уединенный маленький пляжик со множеством кокосовых пальм. Там и провели остаток дня. Даже мусор убрали, чтобы он не портил живописную картинку.
День 16: Марш бросок юг-север. Кейп да Рама-Маргао-Панаджи-Олд Гоа-Мапуса-Вагатор beach-Чапора. Решили разделиться на 2 группы. Наша состояла из 2 человек и планировала достигнуть пляжей северного Гоа к вечеру, заехав по пути в город-спутник столицы штата, Олд Гоа. Изнуряющая жара подкосила мои силы. Тем не менее, Олд Гоа стоило посмотреть. Португальская архитектура, чистота газоны - и мы опять где-то в Европе! Между прочим, снова памятник культурного наследия Юнеско!

Вечером нас ждал Вагатор. Это не такое популярное место среди интуристов, скорее "пляж внутренного пользования". Успели очень много: искупаться, сбегать наверх и встретить закат на стенах Чапора Форта, спуститься в д. Чапора к рыбному рынку и купить 2 кг креветок (я мечтала об этом всю поездку!)! Поужинали и решили устроить романтический вечер на побережье с костром и самоличным приготовлением креветок на костре. Местные жители уверили, что это законно. Мы долго искали дрова, в итоге использовали какосовые листья и шкурки орехов. В самом разгаре праздника подошли полицейские и... стали требовать штраф за разведение костра и возможное курение травки. Но мы-то были начитаны и знали, что этот развод с нами не пройдет. Тем не менее, креветки доваривали у себя в номере. Так как желающих после столь утомительного дня не нашлось, я доела полный котелок в одиночестве (спасибо всем!)

День 17: Прощание с кокосами. Вагатор-Мапуса-Савантвади роад-Кудал. Вечером на поезд до Бомбея. А пока надо добраться до станции посадки Савантвади Роад, но прежде хотелось бы заехать в Малаван, где есть форт на острове. Перемещение оказалось не столь быстрым и не доехав 30 км до побережья, мы высадились в г. Кудал, изучая расписание обратно. Неоднократные попытки объясниться с работниками вокзала не имели успеха. Нам помог один человек, и уже через 5 минут взял нас на 2 часа к себе домой, так как нам надо было как-то потратить это время. Мы посмотрели домашний сад обычного индуса в штате Махараштра: кососы, бананы (маленькие для собственного потребления, большие - на экспорт!), коровы, апельсины... Я впервые видела как срывают кокосы с пальмы, как их разрубают специальным топориком. "Молоко" оказалось совсем не белым и невкусным. Сам орех - тоже, но он был еще видимо не очень спелым. Вернувшись на станцию, мы поняли, что не успеем на поезд в пункт отправления и решили подсесть в него на ст. Кудал. В ожидании мы провели еще 1 час. В общем, если бы знали, то успели бы на море доехать, как планировали изначально.

Пока сидели на перроне, видели, как собирают пластиковые бутылки. Это конечно хорошо, но их вторчно наполняют водой из-под крана и продают на развалах. В Индии надо быть очень осторожным с водой, проверять пробки, переворачивать и смотреть, не течет ли. Нам неоднократно попадались такие "recycled bottle water". Почти на всех товарах, кстати, есть маркировка Max price, так что незнакомого с местной экономикой интуриста не так просто заставить переплатить.

День 18: Дикий шоппинг. Бомбей. В Бомбее мы были рано утром, загрузились в местную электричку и доехали до друзей Сушила, где и скинули рюкзаки. Впереди - осмотр достопримечательностей и шоппинг (его оставили на последний день, о чем я в последствии пожалела). Бомбей приятно удивил. Архитектурные ансамбли, зелень и относительная чистота, пробки на дорогах и ограмное количество людей напомнили Москву. Бомбей по сравнению с Дели - выдающийся приятный мегаполис. Прошлись по городу: выточенный из камня легендарный вокзал Виктория, Gateway of India - что-то типа триумфальной арки «Ворота в Индию» прямо на берегу Аравийского моря. Но большую часть времени мы провели на рынке тканей. Даже не буду описывать чувство, которое меня охватывало постоянно от такого количества людей, провожатых и зазывал... Вечером не обошлось без приключений: рикша (один из двух) перепутал адрес и привез нас домой не в то место. Пришлось быстро искать обратную дорогу:)
День 19: Расставание. Бомбей: Андери. Как положено, duty free... проверка местных туалетов... ожидание... обмен монеток... Краткий анализ поездки - все закончилось хорошо! Никто не заболел, мы не упали в пропасть, нас не укусила змея и даже никто не подхватил чесотку. За 17 дней мы проехали 2/3 страны с севера на юг, посмотрели горы и пляжи, туристические места и провинции, общались с местными НКО и представителями академической науки, побывали на традиционной индийской свадьбе, накупили чаю и шелка... Всего так много, целая жизнь! И сколько опыта - гигиена, торговля, передвижение, общение с ментами... Уффф... Как все вспомнишь, так сразу буря чувств.

Я съела столько бананов, сколько за год не покупаю!

Спасибо всем, кто был со мной все это время! Я еще долго буду вспоминать это неожиданное, динамичное увлекательное приключение.

Ключевые участки:
- Гималаи (Уттар-Анчал);
- Центр (Дели, Агра);
- Плато Декан (Беллари, Хампи и др);
- Гоа и окрестности;
- Бомбей

Время путешествия: 
1.12.2006-18.12.2006
Автор и\или источник публикации: 

Илона Журавлева zhilona(@)yandex.ru


Комментариев : 1

серьезный маршрут;)

achadidi аватар

не хотите ли его выложить в Маршрутах на всеобщее обозрение?
канатка до аули осенью 2006 стоила 200 рупий с 1 чела туда и обратно, так что на такси вы даже сэкономили
спасибо за рассказ, надеюст, он будет не последним;) а фотка агры просто прекрасна!
и особо рада приветствовать в наших рядах эколога, многим из нас близок принцип ахимсы и потому несчастья окружающей среды для нас не чужие

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
с
Э
Л
В
9
Введите код без пробелов, учитывая регистр