Индия сегодня через прошлые века
Индия... Это та самая страна, которая всегда пленяла и продолжает пленять своей загадочностью и необычностью. И луна здесь необычная – она всегда “лежит”.Древние памятники ночью, особенно лунной, выглядят совсем иначе, чем днем – нет шумной туристической толкотни, щелканья фотоаппаратов и жужжания кинокамер. Вы окунаетесь в сновидения камней. А эти камни наверняка видят сны, когда остаются наедине с тишиной, с памятью и луной. Таинственно высвечиваются купола, узорные стены с утопающими во тьме лоджиями, минаретами мавзолеев и мечетей, многоступенчатые башни индусских храмов...
Стрельчатые арки древних ворот-въездов наполняются тенями всадников, врывающихся в покоренные города. На холмах рисуются силуэты башен и зубчатых стен старых раджпутских крепостей – свидетельниц жестоких боев и торжественных красочных процессий.
Фризы сквозных арочек, увенчанных маленькими куполами, переходы, лестницы, оконные проемы, подобные торжественным порталам, это Лакхнау. Властные лакхнауские навабы, как и все восточные владыки, жили в роскоши и неге. Именно здесь была открыта новая страница в истории индийского театра – поставлена фантастическая пьеса “Индра Сабха” (“Дворец Индры”). Может быть, поэтому Лакхнау представляется некой театральной площадкой, на которой луна – гигантский софит – высвечивает фестончато-капризный ажур местной архитектуры.
Фатехпур Сикри – “Город Побед”. Буланд-и-дарваза – “Ворота оглашений”...С этих ступеней объявлялись подданным фирманы Великого Могола, императора Акбара. Они как бы вознесены к небу на высоте холма. У подножия – глинобитные хижины небольшой деревеньки, где и сейчас живут потомки тех людей. А за стенами спит обширный мертвый город – дворцы, мечети, службы, конюшни, слоновьи стойла. Вот уже триста лет, как отсюда ушла вода, ушла и жизнь. Ночную тишину оглашает лишь писк летучих мышей да плач шакалов. И только днем раздаются голоса туристов – чужих людей.
А на озерном острове города Удайпура в Раджастхане поражают и сейчас своей красотой беломраморные раджпутские дворцы. Их ажурные беседки венчают кровли, воды омывают подножья стен. В лунные ночи дворцы предстают как плывущие сказочные чертоги.
В Индии сосредоточено большое число историко-культурных памятников и уникальных природных заповедников. Многие монументальные комплексы, благодаря изумительной архитектуре, богатому разнообразию скульптурного и декоративного оформления, получили широкую известность далеко за пределами Индии. К их числу относятся такие шедевры, как пещеры Аджанты и Эллоры, Форт в Агре и Тадж-Махал в том же городе, храмы Махабалинурама, церкви в Гоа, храмы в Каджураво, архитектурные памятники Хампи, исторический город Фатехпур Сикри, Национальный парк Кеоладео, заповедник Манас, национальные парки Казиранга, Сундербан и ряд других.
По официальным данным, в настоящее время в Индии насчитывается около пяти тысяч памятников архитектуры общенационального значения, находящиеся под охраной Археологического общества. Общество проводит большую работу, связанную с охраной, реставрацией, изучением и широкой пропагандой историко-культурных памятников и природных заповедников.
...В центральной Индии, в штате Уттар-Пладеш, находится Агра, в ней – памятник “бессмертной любви”, как называют Тадж-Махал в Индии. Это – дворец-усыпальница, построенная Шах-Джаханом, праправнуком Бабура, в ХVIII веке в память любимой жены красавицы-персиянки Арджуманд Бано Бегум, получившей имя Мумтаз-и-Махал (“Избранница двора”).
Легенда гласит: после смерти жены, которую шах боготворил, он вызвал придворного архитектора и повелел:
– Построй мне гробницу, в которой я похороню ее тело, сделай гробницу прекрасной, как прекрасна была она. Построй гробницу, подобную образу ее души и красоты.
Строительство продолжалось 22 года. Когда оно было завершено, перед взорами людей предстало удивительное творение рук человеческих, которое повергло всех в изумление. Усыпальницу нарекли возвышенными именами – “мечтой в мраморе”, “жемчужиной короны”, а сам Шах-Джахан повелел именовать ее “памятником бессмертной любви”.
Действительно, беломраморное здание, инкрустированное драгоценным камнями, завораживает. Прямоугольный бассейн отражает в воде пятикупольное сооружение, вдвое увеличивая его размеры. Расположенные по обе стороны мечети из красного кирпича подчеркивают беломраморность мавзолея, внутри которого – две гробницы – Шах-Джахана и его прекрасной супруги. Но это – копии, подлинники находятся в подземелье, и посетители могут осмотреть их.
Махабалипурам (штат Тамилнаду) поражает воображение грандиозностью храмовых комплексов. Архитектурный облик здешних храмов складывался во времена правления династии Палавов в III-IX веках. Архитекторы выработали необычный стиль строительства: храмы высекали из монолитных скальных блоков. Отличительная черта сооружений – коническая форма.
На относительно небольшом участке размещены 10 сооружений. Снаружи храмы украшены скульптурными фигурами людей, а также различных животных – слонов, львов, обезьян. Над храмами – колонны, увенчанные изображением лотоса. Рядом – группа пещерных храмов, интерьеры которых изобилуют сценами из жизни индийских богов и мифических героев – Вишну, Дурги, Лакшми и других. Обращает на себя внимание расположенный прямо у кромки высокого океанского прибоя храм бога Шивы, отличающийся изяществом скульптур и барельефов. В древности на его ступеньках разжигали костер, служивший ориентиром для мореплавателей.
Уникальные памятники архитектуры и зодчества Махабали-пурама – это своеобразная поэтическая симфония, воплотившая в камне мифы и легенды индийского народа.
Архитектурный стиль, аналогичный “почерк” махабалипурамских храмов, отмечается и в комплексе храмов Аджанты и Эллоры, которые находятся в штате Махараштра. История их открытия необычна. В 1918 году в окрестностях Аджанты охотился на тигра английский офицер. Случайно он обнаружил храм, расположенный в пещере. Археологические исследования, начатые вскоре, привели к открытию в Аджанте 30 пещерных храмов. Специалисты доказали, что храмы сооружались в течение 900 лет, начиная со II века до н.э. Главная их достопримечательность – фрески, которыми расписаны стены и потолки. На них изображены боги и люди, животные и растения. Наряду с фресками здесь есть и образцы пластического искусства. Любопытна высеченная из монолита статуя Будды. Его лик приобретает различное выражение в зависимости от освещения проникающими в пещеру лучами солнца: отрешенность, сдержанную улыбку, грусть.
Невдалеке от Аджанты-Эллора – тоже более двух десятков храмов, вырубленных из скального монолита. Там соседствуют храмы трех религий – индуизма, буддизма и джайнизма. Самый крупный – храм Кайласа, посвященный богу Шиве. В его главной башне – скульптурное изображение детородного члена в виде каменного столба полутораметровой высоты. На него крестьянки из соседних деревень надевают венок из живых цветов. В этом обычае находит проявление древняя традиция поклонения таинству зарождения жизни. Памятники Аджанты и Эллоры по праву называют восьмым чудом света.
Крупнейшим архитектурным шедевром Индии с полным основанием называют храм Солнца в Конараке в штате Орисса. Построенный в XIII веке, он прославляет образ Солнца – верховного божества этого региона. Комплекс храма выполнен в форме гигантской колесницы с 24 искусно высеченными из камня огромными колесами.
В колесницу впряжены семь небесных коней. Цифра 24 означает число часов в сутках, а семерка – семь дней недели, или семь цветов радуги.
Храм символизирует силу самого мощного владыки природы – Солнца, дающего жизнь всему живому на земле. Восхищаясь его архитектурным комплексом, великий поэт и философ Индии Рабиндранат Тагор говорил: “Язык человека здесь теряется перед языком камня”.
Особое место в ряду выдающихся образцов индийского зодчества и ваяния занимают храмы в Каджурахо (штат Мадхья-Прадеш). Храмы отличаются обилием групповых скульптур и оригинальностью декора. Значительное место отводится эротическим сюжетам, воспеванию женской красоты, за что храмы в Каджурахо нередко называют “скульптурным апофеозом любви”.
Посетителей очаровывают скульптурные изображения апсар (фей) и божественных нимф; они кажутся настолько живыми, что так и хочется заговорить с ними. Скульптор старался не только изваять в камне красоту женского тела, но и показать повседневную жизнь индийцев. Здесь и бытовые сцены: удаление шипа из ножки красавицы, разнообразные танцы, уличные сценки. Есть и юмористические сюжеты: красавица дергает любовника за бороду, женщина застыла в испуге перед внезапно возникшей обезьянкой и так далее.
Индийцы с большим вниманием и любовью, граничащим с обожанием, относятся к памятникам своей древней культуры и истории, прилагают немало усилий для их сохранения и реставрации. И в этой сфере Индии всемерно развивает контакты и связи с ЮНЕСКО. Индия – одна из первых стран, подписавших инициированную ЮНЕСКО Конвенцию по охране всемирного культурного наследия.
В течение объявленного ООН 2000 года Международным годом культуры мира Индия наметила воплотить в жизнь широкую программу, имеющую целью подробное ознакомление индийской и зарубежной общественности с богатой культурой страны, широкое привлечение индийских граждан, особенно молодежи, к делу защиты и охраны уникальных памятников истории и культуры и заповедных природных зон, разъяснение среди населения огромного значения культурного наследия Индии. В ряду этих мероприятий важное место отводится в 2000 году празднованию в Индии Недели всемирного культурного наследия. Она должна начаться 19 ноября – в день рождения покойного премьер-министра страны Индиры Ганди, которая многое сделала для укрепления национальной независимости страны, развития ее культуры.
Широкая программа действий, реализуемая Индией в связи с объявлением ООН по почину ЮНЕСКО 2000 года Международным годом культуры мира, несомненно, умножит число землян, желающих, выражаясь словами поэта Н. Гумилева, “купить билет в Индию духа” и ознакомиться с ее шедеврами ваяния и зодчества, с многообразием культуры этой древней страны.
Мало где в мире ползучие гады чувствуют себя так привольно, как на полуострове Индостан. Вы не застрахованы от встречи с ними не только в полумраке джунглей, у реки или искусственного водоема, но и посреди автомобильной магистрали и даже в комфортабельном номере многозвездочного отеля.
Особенно часто твари, несущие смерть, наведываются в жилища людей в период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы. Обнаружив змею под своей кровлей, индиец никогда не поднимет на ее палку, а попробует уговорить с миром покинуть его дом. Если же гостья не пожелает внять его мольбам, он, скорее всего, прибегнет к помощи одного из бродячих заклинателей змей. И такой поступок хозяина дома вряд ли вызовет удивление у его соседей.
Культ змеи насчитывает в Южной Азии более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубинные пласты доарийской культуры. Так, в сказаниях Кашмира есть упоминание о том, что рептилии властвовали над долиной, когда она еще представляла собой бескрайнее болото. Позднее буддийская мифология стала приписывать змее спасение Будды. А произошло это на берегу реки Наираджаны под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде достичь просветления, демон Мура устроил страшную бурю. Но козни демона расстроила огромная кобра. Она семь раз обвила тело Будды и защитила его от дождя и пронизывающего ветра.
О змеях сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, с ними связаны самые неожиданные приметы. Считается, что змея олицетворяет собой вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома. Вот почему знак змеи индусы любят наносить по обе стороны входной двери. С той же охранительной целью крестьяне Кералы держат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры. Если семья переезжает на новое место, то непременно забирает с собой и всех змей. В свою очередь те каким-то чутьем отличают хозяев и никогда не кусают их.
Преднамеренное или случайное убийство змей – тягчайший грех. На юге страны над убитой змеей брахман произносит траурные мантры. Ее тело накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.
Неспособность женщины родить ребенка нередко объясняет обидой, которую женщина нанесла рептилии в этом или одном из предшествующих рождений. Чтобы заслужить от змеи прощение, тамильские женщины молятся ее каменному изображению. В местечке Раджахманди (около Мадраса) был некогда полуразрушенный термитник, где жила одна старая кобра. Иногда она выползала из своего логова погреться на солнышке или отведать принесенные ей яйца, кусочки мяса и рисовые шарики. К одинокому холмику толпами приходили страждущие женщины. Долгие часы просиживали они возле термитника в надежде лицезреть священное животное. Если им это удавалось, они возвращались домой счастливые, уверенные, что их мольба, наконец, услышана и бог даруют им ребенка. Вместе с взрослыми женщинами к заветному термитнику иной раз шли совсем маленькие девочки, заблаговременно молившие о счастливом материнстве.
Благоприятной приметой считается и находка змеиного выводка, старой шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки. Обладатель заветной шкурки клал ее кусочек в кошелек, полагая, что она принесет ему богатство. В своем капюшоне кобра, согласно молве, хранит драгоценные камни.
Так бытует поверье, будто змеи влюбляются в красивых девушек и тайно вступают в любовную связь с ними. После этого змея принимается ревностно следить за возлюбленной и преследовать ее при купании, приеме пищи и т.п., в результате и девушка, и змея начинают страдать, чахнуть и скоро умирают.
В “Атхарваведе” змеи упоминаются среди животных, владеющих секретом лечебных трав. Им известно и как излечить от змеиных укусов, но они тщательно оберегают эти секреты и открывают их лишь суровым аскетам.
Ежегодно на всей территории страна торжественно отмечается праздник змей – нагапанчами. В этот день никто не работает. Над главным входом в дом наклеивают изображения рептилий и совершают пуджу. Главных виновниц события приносят из леса и выпускают прямо на улицу или во дворы. Их торжественно приветствуют, осыпают цветочной пыльцой, щедро одаривают деньгами и благодарят за спасенный от грызунов урожай. Люди молятся восьми главным нагам и угощают своих змей молоком, топленым маслом, медом, куркумой и поджаренным рисом. К их норам ставят цветы олеандра, жасмина, красного лотоса. Отправлением обрядов руководят брахманы.
С этим праздником связана одна старинная легенда. В ней ведется рассказ о брахмане, который игнорировал нагапанчами и отправился утром в поле. Прокладывая борозду, он нечаянно раздавил детенышей кобры. Обнаружив детенышей мертвыми, змея-мать решила отомстить брахману. По следу крови, тянувшемуся за плугом, она отыскала жилище обидчика. Хозяин и его семья безмятежно спали, Кобра убила друг за другом всех, кто был в доме, а потом вдруг вспомнила, что одна из дочерей брахмана вышла замуж. Кобра поползла в соседнюю деревню. Там она увидела, что молодая женщина выполнила все приготовления к нагапанчами и выставила для змей молоко, сладости, цветы. Змея была тронута ее вниманием и сменила гнев на милость. Воспользовавшись благоприятным моментом, женщина упросила кобру воскресить отца и остальных родственников. Змея оказалась богиней и охотно выполнила просьбу благонравной женщины.
Праздник змей продолжается до глубокой ночи. В самый разгар его не только заклинатели, но и индусы похрабрее берут пресмыкающихся в руки, даже набрасывают их на себя. Как ни удивительно, змеи в такой день почему-то не кусаются.
Между тем смертность от змеиного яда в Индии самая высокая в мире. Согласно официальной статистике, ежегодно в стране от укуса змей страдают более четверти миллиона людей, из них 75 тысяч погибает, что в 30 раз превышает число жертв тигров, леопардов, пантер и других хищных животных, вместе взятых. Печальный итог по количеству летальных исходов в результате укусов змей удерживают штаты Гуджарат, Махараштра и Тамилнаду.
Самая опасная из змей – конечно же кобра. Ее яд начинает действовать через несколько минут после укуса-человека вдруг одолевает сон. Потом расстраивается речь, мутится сознание, происходит паралич дыхательных путей и наступает смерть.
Кобра широко распространена в Индии. Это крупная змея до двух метров. В отличие от обычной кобры, королевская кобра достигает 5-6 метров и встречается, в основном, в Ассами. Ее тело отливается серебром. Капюшон кобры украшен своеобразным рисунком, напоминающим очки – древний символ Солнца, огня и вечного движения.
Очень часто к смертельному исходу приводят укусы крайта, коралловой змеи, и небольшой зеленой гадюки. Против яда каждой из этих змей разработана вакцина, но она не всегда применяется своевременно. К том же из 216 видов змей, встречающихся в Индии, ядовиты 52, а стольких вариантов вакцины не носит с собой даже самый предусмотрительный индеец. Поэтому остается уповать на милость богов, собственную осмотрительность и соблюдать предписания дхармы – ведь змеи чаще кусают тех, кто нарушает традиции.
Л. Рыбакова, А. Галимова, студентки психолого-педагогического факультета Казанского государственного педагогического университета, г. Казань Россия - Индия: перспективы развития регионов (Республика Татарстан) Институт востоковедения РАН
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос