Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Истинные Арийцы предпочитают мясо

Одним из самых распространенных мифов об Индии является мнение, что кухня индийцев с самого начала была вегетарианской.
Однако имеющиеся в нашем распоряжении источники как раз свидетельствуют об обратном. Из гимнов Ригведы становится ясно, что ведийские арии употребляли в пищу мясо, в том числе и говядину. Забивали прежде всего яловых коров (т. е. тех, которые не давали приплода). Мясо варили в котлах. Ели не только говядину, но и конину, баранину, козлятину, буйволятину. Мясо также приносилось в жертву богам, его вкушали и жрецы:
«Ведь мне готовят сразу пятнадцать–двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!» (Ригведа X.86.14)

А в Ригведе 1.161.10 говорится о разделке мяса в гимне, посвященном восхвалению коня и богатом ценными деталями:
«Один гонит вниз к воде хромую корову, один разделывает мясо, привезенное в корзине».
Из мясных блюд особо выделяется похлебка, которая именуется «юшан» [Ригведа 1999, с. 519 – 520].
Поэтому весьма любопытно читать книгу под названием «Ведическое кулинарное искусство», пропагандирующую вегетарианство. Истинные Арийцы бы с такой диеты точно бы протянули ноги!

То же самое мы видим и в Упанишадах – философских текстах, примыкающих к Ведам:
«И если он желает: «Да родится у меня ученый, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка» (Брихадараньяка-упанишада VI.4.18).

В грихьясутрах, текстах, посвященных домашнему ритуалу и датируемых серединой первого тысячелетия до н. э., мясная пища упоминается как самая обычная для индийцев того времени. «Поводы для забоя коровы: (приход) гостя, (жертвоприношение) предкам и свадьба» (Апастамба-грихьясутра I.3.9).
«На одном огне пусть он готовит рисовую кашу и мясо, перемешивая их по отдельности справа-налево двумя черпаками» (Гобхила-грихьясутра IV.2.14–15).
Даже первой твердой пищей ребенка должно было быть мясо. На церемонии аннапрашана отец кормил ребенка мясом птицы бхарадваджи, если желал для ребенка плавности речи, мясом птицы капинджалы и маслом – если хотел изобилия еды, рыбой – если хотел быстроты, мясом птицы крикаша, смешанным с медом, - если хотел долгой жизни, мясом ати и куропатки – если хотел священного блеска, маслом и рисом – если хотел великолепия, простоквашей и рисом – если хотел большого ума, и всем вместе – если хотел всего этого для ребенка» (Ашвалаяна-грихьясутра I.16; Шанкхаяна-грихьясутра I.27). Как замечает Р. Б. Пандей, «из этих предписаний видно, что индийцы не были вегетарианцами в период грихьясутр. Они не воздерживались от приема мясной пищи, если она приносила им физические и духовные силы» [Пандей 1990, с. 98].

Распространение вегетарианства в более поздний период произошло благодаря влиянию буддизма и джайнизма с их доктриной ахимсы («ненасилия»). Поворотный момент в этом плане ознаменовало царствование принявшего буддизм Ашоки (3 в. до н. э.), когда был запрещен убой многих видов животных. Но и после охота и мясная пища были приняты у кшатриев [Бэшем 1977, с. 230].
В Артхашастре к употреблению в пищу мяса относятся как к совершенно обычному явлению:
«Невареное мясо в сыром или сушеном виде они должны продавать. Пахтание они должны отдавать собакам и свиньям» (Артхашастра II.29).
Противоречия в отношении к вегетарианству и употреблению в пищу мяса нашли свое отражение в Махабхарате. С одной стороны, мясоедение здесь уже осуждается. Так, сказано, что
«тем злодеям, которые едят мясо, вовеки не увидать его (т. е. город Индры на небесах)» (Махабхарата III.44.6).
Употребление мяса, как и пьянство, оказывается одним из предвестий конца света (Махабхарата III.188.61 – 73). С другой, мясоедение оказывается обычным явлением в быту. В «Сказании о Нале» говорится, что
«не единожды царь присылал туда в изобилии мясо животных на угощение Ритупарне» (Махабхарата III.73.8 – 13).
Мясом не брезгуют даже брахманы:
«Сражая стрелами оленей руру, черных ланей и других чистых лесных животных, он (т. е. Юдхиштхира), как велит обычай, предлагал их (в пищу) брахманам (Махабхарата III.47.4 - 7).

Большими любителями мяса оказываются соплеменники Кришны, ядавы. Отправляясь в Прабхасу, они, помимо хмельных напитков, заготовили «в изобилии мяса» (Махабхарата XVII.4.8). Против обязательности вегетарианства выступает риши Маркандея:
«Относительно мясной пищи мудрецы говорят: кто принимается за еду лишь после того, кто должным образом, согласно (жертвенному) обряду, сделал подношение богам и усопшим предкам, того не осквернит (никакая) пища. Такого (человека) не (порицают) за то, что он ест мясо, говорят Веды: ведь все равно остается брахманом тот, кто далее обет воздержания, а сам имеет сношения со своей супругой в положенное время. (Мудрые) учли все добрые и дурные стороны (употребления мяса в пищу) и установили такой порядок» (Махабхарата III.199.11 - 18).
Маркандея также приводит доводы против ярых сторонников вегетарианства:
«Земледелие считается добрым (занятием), но и тут не обходится без большего вреда: вспахивая плугами землю, люди уничтожают обитающих в ней животных и многое другое, как тебе кажется? Семена злаковых, и прежде всего рис, (…) – все это живое, как тебе кажется? (…) Люди при ходьбе убивают ногами множество живых существ, обитающих на земле, как тебе кажется? Сидя и лежа губят (люди) много живых существ, имеющих ум и сознание, как тебе кажется? (…) Сколько не размышляй, не найдешь здесь такого, кто бы не причинял ущерба (каким-нибудь живым существам)» (Махабхарата III.199.11 - 18).

Подобная разноголосица мнений связана с тем, что Махабхарата не является цельным произведением, принадлежащим одному автору, но составлялась она на протяжении столетий и современный вид приобрела только к середине первого тысячелетия н. э. Поэтому в ней нашли свое отражение противоположные точки зрения на употребление в пищу мяса. Поэтому вегетарианство так никогда и не победило полностью. Как пишет А. Бэшем, «медицинские тексты даже в более поздний период рекомендуют умеренное употребление как мяса, так и алкоголя и не запрещают есть говядину. Вряд ли в какой-нибудь части Индии абсолютное вегетарианство когда-либо распространялось на все население, хотя во многих районах оно практиковалось и практикуется до сих пор большинством индуистов высших каст» [Бэшем 1977, с. 230].
Бируни в своем труде «Индия» (11 в.) свидетельствует, что запрет на убой скота касается только брахманов, при том что
«люди (…) имеют склонность к мясу и будут стараться всегда обойти любой закон, направленный на его запрещение» [Бируни 1995, с. 467].
Бируни сообщает, что у индийцев
«разрешается убивать овец, коз, газелей, зайцев, носорогов ганда, буйволов, рыб, водяных и сухопутных птиц (…). Что же касается запрета убоя коров, то он объясняет это чисто практическими потребностями [Бируни 1995, с. 467 - 468].

В новой форме употребление мяса, связанное с принесением в жертву животных, восстановили приверженцы Тантры. Речь идет прежде всего о знаменитом обряде пяти М, один из которых является «мамса» – мясо. Как полагает Д. Кинсли, практика принесения в жертву животных (освящающее употребление в пищу их мяса) очень древняя и она вытекает из самой логики шактистского культа. В глазах почитателей разнообразных богинь они, часто жестокие по своей природе, требуют крови и не благословляют своих поклонников, пока не получат от них эту кровь. И до сих пор богини по всей Индии продолжают получать кровавые подношения [Кинсли 1987, с. 146]. В Девибхагавата-пуране сказано:
«Те, кто ест мясо, должны принести в жертву животное, и лучшим бали будет предложение буйвола, козла или кабана. Убитые перед [изображением] Богини животные отправляются в вечную Сваргу, и нет греха для умертвивших животное ради Нее, о безгрешный. По заключению всех шастр, [насилие], совершаемое на жертвоприношениях, равно ненасилию, ведь животных, принесенных в жертву Богине, ожидает рай» (III.26.32 - 34).
То есть мы наблюдаем компромиссную точку зрения: «Мясо можно есть, а можно и не есть». Более подробную информацию о принесении в жертву животных можно найти в Калика-пуране, где этой теме посвящена целая глава – 67-я, именуемая «рудхирадхьяя» («кровавая глава»). Подобное же можно отыскать и в Маханирвана-тантре, где приводятся подробные правила совершения жертвоприношений (VI.104-118). Но помимо этого, употребление в пищу мяса было распространено и без всяких ссылок на ритуал. Об этом свидетельствует, например «Песнь о благодарении Чанди» (Чондимонгол) – бенгальская поэма конца 16 века, рисующая яркие картины жизни той эпохи. Главными героями этой поэмы являются охотник Калокету (в чьем облике воплотился сын бога Индры Налакубара с целью распространить почитание Богини) и его жена, торговка мясом Пхуллора [Чондимонгол 1980]. Вот как описывается «праздник живота» с точки зрения бенгальца того времени:
«Подавала красавица Пхуллора рыбу, мясо и другие явства, с удовольствием съедал все сын охотника» [Чондимонгол 1980, с. 103].
Такая вот «ведическая кулинария»!

Итак, как мы видим, при внимательном знакомстве с историческими источниками от мифа о чуть ли не «врожденном» вегетарианстве индийцев и его тотальном распространении не остается и следа.

Список использованной литературы:
Артхашастра 1993 - Артхашастра. – Пер. В. И. Кальянова. – М.: Наука, 1993.
Бируни 1995 – Бируни А. Индия/ Пер. с араб. – М.: Ладомир, 1995.
Бэшем 1977 - Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. - М.: Наука, 1977.
Девибхагавата-пурана - Devibhagavata-puranam. - New Delhi: Oriental Books Reprint, 1986 (оригинал)
Калика-пурана 1991 - The Kalikapurana. Text, introduction and translation in English by Prof. B. N. Shastri. - Delhi-7: Nag Publishers, 1991.
Kинсли 1987 - Kinsley D. Hindu Goddesses: Vision of the Divine Feminine in the Hindu Religious Tradition. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1987.
Махабхарата 1987 - Махабхарата. Книга третья. Лесная [Араньякапарва] /Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 1987.
Махабхарата 2005 – Махабхарата. Заключительные книги XV – XVIII /Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 2005.
Пандей 1990 - Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М.: Высшая школа, 1990.
Ригведа 1989 - Ригведа: Мандалы ? - ?V. - Пер. Т. Я. Елизаренковой.- М.: Наука, 1989.
Ригведа 1999 - Ригведа: Мандалы Y – YIII. – Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1999.
Упанишады 2000 - Упанишады.- 2-е изд.. доп. - М.: Восточная литература, 2000.
Чондимонгол 1980 - Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди [Чондимонгол]. – Пер. И. А. Товстых. – М.: Наука, 1980.

Автор и источник публикации: 

Автор Андрей Игнатьев, опубликовано на сайте автора http://www.mahadevi.ru


Комментариев : 11

не такие уж они вегетарианцы

Galina аватар

Я гостила в индуистской семье (ОЧЧЧЕНЬ правильной) - готовили и курицу, и баранину, и козлятину.

Считается, что мясо в определенные дни месяца просто необходимы для молодых активных организмов, а вот пожилым достаточно энергии растительной пищи.
Тут, кстати, их точка зрения полностью совпадает с официальной диетологией - у пожилых опасность атеросклероза и высокого холестерина мясными продуктами только усугубляется.
А молодым железо жизненно необходимо, иначе развивается анемия, которую растительной пищей не вылечишь - я еще не видела людей, способных потреблять до 2 кг чечевицы в сутки.

а можешь

achadidi аватар

при случае написать про был этой семьи?
когда встают, че делают, где моляца, как их слуги живут, такую инфу из первых рук было бы интересно многим увидеть, редкость однако
я помню только твою историю про войну с обезьянами и про то как долго и мучительно они женились;))

Правильно,

Правильно, трупятинка - ням-ням!

Мясо едят невежды!

обряд 5м для тамастичных людей. он к черной тантре относиться. некоторые черные тантрики и человечинкой не побрезгуют.
а здесь из контекста навыдергивали просто изречения.
мясо жертвенное ели после обряда- оно не есть продукт убийства, так как животное получало новое тело.
также перед битвой кшатрии ели мясо жертвенных животных для повышения агрессивности.
веды не запрещают есть мяса полученное без убийства(в результате жертвоприношения и когда животное умерло естественным путем). участникам жертвоприношения так это даже предписывалось. также для мясоедов есть предписания, каких животных можно убить с меньшим грехом- если нужно добыть мясо.
также кшатриям разрешалось охотиться в мирное время, чтобы не утратить навык обращения с оружием.
ну разумеется невежественные люди были и тогда, которым все равно что есть.

человек ест мясо к примеру и поэтому ищет аргументы о том. что это хорошо. взять ману-самхиту- там все прописано как мясо есть, в каких случаях. что в иным будет и прочее.

На самом деле автор статьи

achadidi аватар

На самом деле автор статьи вегетарианец насколько я понимаю, но с "человек ест мясо к примеру и поэтому ищет аргументы о том." я абсолютно согласна. К сожалению во времена СССР, когда мы родились, о том, что поедание трупов означает с духовной точки зрения никто не задумывался, и у многих людей сформировалась стойкая привычка есть мясо, а привычки менять сложно, даже, если понимаешь, что это не очень хорошие привычки.

что до обряда обряд 5м то насколько я понимаю это просто не для всех, тантрики левой руки много чего делают, от сего обычные люди передохнут, одна ртуть и трупы с трупным ядом чего стоят.

а вот про законы Ману не готова согласиться, это конечно канонический текст, но к Ведам он не относится ни по возрасту, ни по содержанию, ни по целям, да и вообще он местами вступает в противоречие с упанишадами или дает очень узкое, исключительно правоприменительное толкование традиции, сложившийся ко времени написания. в первую очередь я имею в виду закрепление кастового строя, ведь Веды определяют касту не по праву рождения, а по исключительно личным качествам человека. поскольку я юрист, я с этим вопросом разбиралась и писала на эту тему, ибо имхо это довольно важная тема

Вы не правы!

индийская культура и ведическая не одно и тоже, сейчас индусы и мясо жрут многие и алкоголь и все прочее. Вы путаете. Это просто невежественные люди, которые не имеют никакого отношения к благостной Веде.

Абсолютно!

achadidi аватар

впрочем некоторые мои знакомые обрусевшие индийцы и непальцы - брамины хотя уже далеко ушли от индуизма по традиции или по привычке говядину не едят и вообще мясо дома не готовят, хотя никакой идеологии не придерживаются... о пользе хорошего воспитания :)

Асуризм хуже Атеизма!

Следует знать, что ведическое знание содержит наставления для разных типов людей и уровней развития. в том числе для тех, кто пьет вино, ест мясо и злоупотребляет сексом. упорядочивая эти их желания ведические наставления постепенно приводят их к другому уровню понимания и к отказу от неблагоприятного.
например мясоедам рекомендовалось ночью вывести козленка в лес и прошептав на ухо ему мантру мамса заколоть его и потом есть- это уже ритуал и это вызывает другое отношение к добыче мяса, нежели пойти в магазин и купить. к тому же мамса значит- сейчас я тебя ем, потом ты меня съешь. это тоже отпечаток накладывает и дает понимание, что придется в будущем стать обедом для этой души.
а недобросовестных комментаторов полно, это и есть асуризм, такое толкования писаниям давать, это хуже атеизма. нужно всегда брать во внимания- к какому типу людей направлены наставления- к тем, кто развития и освобождения желает или к тем, кто хочет сейчас ловчее наслаждаться а потом будь как будет.) так можно и из кама -шастра навыдергивать изречений- там например есть наставления как соблазнять чужую жену и уединяться с ней, и заявить. что в ведические времена все были развратники и можно с чужими жёнами заниматься сексом.

Атитхи, спасибо

achadidi аватар

вам за подробные комментарии
безусловно статья неоднозначная, но каждый человек видит по своему и имеет право на свой взгляд, какой бы он ни был

Автор закидал цитатами и

Автор закидал цитатами и считает что убедительно доказал что арии были изначально мясоедами.Это не так. В начале Кали Юги, у царя Яяти родились сыновья ставшие мясоедами и случилось это не случайно. Тогда все Риши и Высокие Духи собрались на совещание. К ним обратился Дух Кали и попросил не мешать происходящему , так как наступает время расплаты для грешников. Мир изменится через мясоедение, у мясоедов будет рождаться племя с поврежденными душами, греховное и их потомки будут падать все ниже в нравственно-духовном смысле. А приведенные цитаты уже написаны в разгар Кали-Юги. Прочтите внимательно Махабхарату,события уже происходили перед Кали-Югой,но и там сказано:"Что это за праздник во дворце у Юдхишхиры с вином, мясной едой, азартными играми?! Это все вызывало у цариц ужас.

Тамара, спасибо что

achadidi аватар

Тамара, спасибо что поделились своим мнением! Я тоже была очень удивлена этой публикации, но дело в том, что ее автор профессиональный индолог и переводчик с санскрита, что бы с ним аргументированно спорить надо как минимум прочесть в оригинале то, на что он ссылается, я санскрит не знаю, а вы знаете? И надо понимать, что Махабхарата наследница Вед, а не первоисточник, так что в данном случае ссылки на нее мало что дают....

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Банглад_ш: