Чай со слоником
В общем-то, чай здесь ни при чем. Просто у каждого нормального российского гражданина, которому сейчас за 30, Индия не может не ассоциироваться со знаменитой стограммовой картонной пачкой чая, на которой был изображен слон. Тот небрежно нарисованный слоник будто подтверждал нам, что на свете и впрямь существуют жаркие экзотические страны – Индия, например, где живут слоны и растет чай, который мы завариваем и пьем на своей кухне. В моем беззаботном детстве я разглядывал чайную пачку, потом аккуратно, чтобы не пропала ни одна чаинка, пересыпал мелкий черный порошок в жестяную банку и становился обладателем большого прямоугольника фольгированной бумаги. Я ее разглаживал ногтем до зеркального блеска и мечтал встретить настоящего индийского слона. И не в каком-то там зоопарке, а на его исторической родине. Но, прилетев впервые в Индию, я первым делом встретил там корову. Она стояла, покачиваясь, посреди проезжей части дороги, и в глазах ее была вселенская тоска. Широко распространенное в мире мнение о том, что священным животным в Индии считается корова, – глубокое заблуждение. Она – скорее неприкасаемая. Тот, кто бывал в Индии, наверняка видел, как худые, с выпирающими наружу ребрами несчастные коровы бродят по городам и весям, роясь в помойках и умирая, в конце концов, от собственной никчемности. По-настоящему священное животное в Индии – слон. Любой, причиняющий слону зло, согласно индуистским традициям навлекает на себя проклятье.
В прошлом – символ власти и величия махараджей, сейчас – трудолюбивый помощник крестьян, слон является героем многих индуистских и буддийских притч и легенд. В ведах, «Махабхарате» и других древнеиндийских сочинениях говорится о решающей роли слонов в военных сражениях. А главное доказательство их полезности в настоящее время – та забота, которую проявляют власти Индии и индуистское духовенство по отношению к слонам. Ни в одном другом государстве нет столь истинного и неподдельного внимания к животным. К слонам, я имею в виду, не к коровам.
ОРУЖИЕ СУДНОГО ДНЯ
Разгромив персидскую армию, великий полководец Александр Македонский направил свое войско в Индию. Но на берегу реки Гидасп его поджидало сильное войско пенджабского царя Пора, который, желая посеять панику в рядах греков, сразу же бросил в атаку сотню специально обученных слонов. Эти гиганты своей мощью и свирепостью, а еще больше разумными действиями деморализовали войско Александра. Лошади от одного их вида сбрасывали с себя всадников и, потеряв ориентацию, метались по полю, топча воинов. Но подлинный ужас настал, когда слоны стали выхватывать всадников противника из седел и разбивать их о землю. Именно после этого военных слонов нарекли «оружием судного дня».
Поражение греческой армии было неизбежно, если бы не военный гений никогда не теряющего самообладание Александра Македонского.
Он приказал своим воинам бросаться прямо под ноги колоссов, чтобы, исчезнув из их поля зрения, рубить их топорами и прокалывать копьями хоботы.
Не ожидая столь подлого отношения со стороны врага, слоны испугались и в панике бросились прокладывать себе путь к спасению сквозь пенджабскую пехоту. Не испугался только один гигант – личный слон Пора. Несмотря на раны, он расшвыривал греческих воинов, окруживших предводителя индийцев, и топтал их ногами. А когда в грудь Пора вонзилось несколько стрел, слон, почувствовав, что его хозяин попал в беду, прорвал кольцо неприятеля и унес его с поля битвы. В безопасном месте он хоботом вынул Пора из корзины, уложил на землю и вытащил из его груди стрелы, чем и спас ему жизнь. Узнав об этом, Александр Македонский был так восхищен поведением преданного слона, что не только сохранил Пору жизнь, но и оставил его от своего имени властвовать над Пенджабом. К тому времени Александр лишился своего любимого коня Буцефала и с благодарностью принял от Пора в дар его великолепно обученного слона. Поначалу слон сильно тосковал по своему прежнему владельцу, но Александр и здесь проявил себя как тонкий психолог. Он узнал от Пора, что слону очень нравились богатые и красивые одеяния, и сыграл на его тщеславии.
Император велел изготовить для своего Аякса (такое имя получил новый фаворит) самую шикарную попону, расшитую золотыми нитями, а бивни слона украсить массивными золотыми кольцами, на которых была выбита надпись: «Александр, сын Зевса, посвящает этого слона богу солнца». Источники свидетельствуют, что тщеславный Аякс потом преданно служил Александру.
ЗАБОТА О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
Отношение к слонам в современной Индии поражает в самое сердце. С недавнего времени здесь стали проводить регулярные переписи слонов с оформлением для великанов паспортов с указанием пола, возраста и особых примет. Возможно, в паспорта будут вклеиваться и фотографии, которые, видимо, придется периодически менять, потому что слон живет до 100 лет, а значит, с годами изменяется и его внешность. Наряду с паспортом предполагается ввести для слонов и трудовые книжки, где будут фиксироваться все их деяния на поприще служения людям, вноситься объявленные благодарности или взыскания.
Заботятся индийцы и о здоровье своих подопечных. После того, как в ночное время один из слонов после столкновения с грузовиком на дороге получил тяжелые ранения, директорат по защите животных провел через правительство решение о том, что каждое животное должно носить на боках большие светоотражающие панели, которые позволят водителям видеть их ночью на улице. Такой светоотражающий костюм для слона стоит около двух тысяч долларов.
Служители индийского храма Гурувайюр (штат Керала) застраховали служащих в храме слонов на несколько миллионов долларов после того, как одного их них покусала взбесившаяся собака и слон две недели хромал. Этот второй по размерам своих доходов в стране храм, посвященный Кришне, обязан своим благополучием именно слонам. Животным даже поручено даровать благословение страждущим, пожертвования которых идут на содержание слонов.
Кроме того, слоны, работающие в государственном секторе экономики, с недавних пор имеют право выхода на заслуженный отдых по достижении 65-летнего возраста. Их обеспечивают продуктами, бесплатной медицинской помощью и достойными условиями жизни.
В индийской армии, где с древних времен до настоящего времени слоны несут на себе тяготы военной службы, есть специальная должность под названием «доктор боевого слона». Ну и, конечно же, слоны – неотъемлемая часть туристического бизнеса в Индии. Это и цирковые представления, в которых послушные великаны ведут себя настолько изящно, что, кажется, их запросто можно впустить в посудную лавку и они там ничего не повредят.
Это и «слоновий рэкет» – перед вашей машиной возникает гигант с хоботом, а мальчишка, сидящий у него на голове, жестом показывает: мол, ничего не знаю, дай денег, и мы уйдем. Отдельная песня – катание на слонах: в специальной люльке на спине, просто на шее или прямо верхом на хоботе. Кстати, если вы думаете, что забраться на слона достаточно просто, то сильно ошибаетесь. Конечно, если этот гигант встанет на колени и еще вам подадут лесенку, тогда, пожалуй, вы справитесь. Но почему священное индийское животное должно преклонять колени перед каждым туристом? В Северной Индии, к примеру, это недопустимо в принципе. И желающим покататься на слоне предлагают другой способ: самому вскарабкаться на спину трехметровой слонихи (слоны не годятся, потому что нервничают), для чего она подаст вам хобот. Техника такая: вы ложитесь животом на хобот и, чтобы не свалиться, крепко обхватываете его ногами и руками. Хобот твердый, пупырчатый и шершавый. Слониха поднимает его вверх, и ваша дальнейшая задача состоит в том, чтобы ухватиться за уши слона и подтянуться, протащив свое тело вдоль хобота. Если сумеете взобраться на голову слонихи, то дальнейшее уже проще: нужно сесть верхом на слона и развернуться по ходу движения.
Женщины вне зависимости от возраста проделывают этот трюк одинаково. Ложатся на хобот слонихи с видимым удовольствием, но, когда он поднимается, начинают визжать от страха, ухватившись за уши животного. Оказавшись уже наверху, между ушами великанши, женщины замирают и, кажется, хотят остаться там навсегда. Разворачиваться на голове трехметрового гиганта неудобно и опасно. Но зато, сумев принять правильную позу, женщины победно смотрят вниз и делают вид, что вся эта процедура им ничего не стоила.
СЛОН СЛОНУ – РОЗНЬ
Совсем по-иному складываются отношения между людьми и дикими слонами. Несколько лет назад стадо «дикарей» напало на базу Военно-воздушных сил на северо-востоке Индии, погибли несколько военнослужащих, серьезные повреждения были нанесены технике. Нападение стало следствием дефицита естественной среды. Запрещение государством охоты на диких слонов привело к тому, что за последние 20 лет их количество выросло на 40%, а вырубка лесов заставляет их выходить из джунглей в поисках пищи. Недавно в одной из индийских деревень 22 человека были затоптаны насмерть, а десятки домов разрушены в результате нашествия диких слонов. Оправдания официальных властей по этому поводу выглядели так: «У нас не хватает обученных домашних слонов для того, чтобы остановить нашествие их диких собратьев». Единственное, что смогли сделать власти, – назначить награду за каждого убитого «дикаря». Сейчас премия составляет 20 тысяч рупий – это около 400 долларов.
При этом за причинение вреда домашнему слону или слону, служащему в храме или цирке, штраф составляет порядка десяти тысяч долларов. Нет ничего удивительного в том, что жители многих индийских деревень недолюбливают диких слонов, которые мешают им вести домашнее хозяйство, разрушая незамысловатые постройки, уничтожая посевы и ирригационные сооружения. Только за последние два года было отравлено 27 слонов. Причем проклятия на голову тех, кто убил слона, не распространяются на людей, которые убивают их в порядке самообороны или в отместку за нанесение смертельного урона людям. Любовь и уважение к животным в Индии – сильная вещь, но она никак не противостоит закону первенства человека в природе и обществе.
СЛОН СЛОНА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА
Есть, конечно, и другой способ борьбы с «дикарями», о котором говорят индийские власти: противопоставление им домашних слонов. Дикие слоны обычно не вступают в конфликт с домашними, хотя, по идее, они должны быть сильнее и агрессивнее. Но самый разъяренный слон, выбежавший из джунглей с единственным намерением разнести в клочья все, что встретится на его пути, при виде стоящего в отдалении «окультуренного» собрата останавливается, трубит, высоко подняв хобот, ломает в раздражении деревья, топчет кусты, но возвращается обратно. Что-то заставляет его подчиниться взгляду служащего людям слона: может быть, он чувствует его моральное превосходство или принадлежность к высшей касте.
Но ведь невозможно выставить пограничные посты из домашних слонов по всему периметру индийских джунглей – слонов не хватит. Казалось бы, чего проще: приручить диких слонов и заставить их служить в храмах, цирках, на полях и стройках. Но проблема в том, что современные индийцы, по некоторым данным, просто утеряли технологию и методику приручения диких слонов, которой владели их далекие предки. А может быть, в нынешнем бурно развивающемся индийском обществе процесс одомашнивания диких слонов стал слишком дорог и экономически невыгоден?..
И БЕЛЫЙ СЛОН, КАК БЕЛЫЙ СОН...
Чтобы обратить внимание населения и общественности на проблему слонов, в Индии повсеместно устраиваются «слоновьи фестивали». Весной на севере Индии, в городе Джайпур, уже десятый год проходит ежегодный Фестиваль слонов. Такого количества этих гигантских животных в одно время в одном месте нельзя увидеть больше нигде в мире. Во время праздника они украшены разноцветными тканями и гирляндами. Длинная процессия слонов, шествующих под музыку, – не единственная достопримечательность праздника. В этот день на фестивале можно стать свидетелем гонок на слонах и увидеть, как слоны играют в поло. Впечатляющие гонки слонов прошли в городе Гуруваюр. Несколько десятков толстокожих гигантов, поднимая до самых небес клубы пыли, пронеслись огромным стадом по старинным улочкам на радость горожанам и туристам. Победителем стал двухтонный ветеран Каннан, уже в седьмой раз участвовавший в забеге. Соревнования этих почитаемых в Индии животных – главная часть фестиваля, посвященного богу Кришне.
В канун праздника Холи, символизирующего в Индии приход весны, в индийском Джайпуре ежегодно проходит праздник, посвященный слонам. В парчовых попонах, блестящих ожерельях и при броском макияже, герои дня шествуют по улицам древнего «розового города» – столицы махараджей Раджастхана. В этот день гиганты демонстрируют свою резвость в слоновьих бегах, ловкость в игре в мяч, необыкновенную грацию в танцах. Гвоздем праздника считается перетягивание каната, в котором со слонами состязаются люди. Победить слона в принципе невозможно, важно протащить его по земле хотя бы пару метров – это уже приветствуется… …
После моего первого посещения Индии перед самым отлетом из этой страны неподалеку от аэропорта, где мое такси остановилось из-за поломки, я все-таки встретил слона своего детства. Переминаясь с ноги на ногу под палящими лучами солнца и отхлебывая воду из бутылки, я услышал шелест листвы. Из кустов, как из сказки, в сиянии блеклой радуги появился слон. Низкорослый, чуть повыше меня, какой-то усталый и с грустным взором. Это был тот самый слоник с чайной пачки моего детства, я его узнал. Он не вырос, но постарел. Мы по смотрели друг другу в глаза, и я протянул слонику банан в лепестках кожуры. Он мягко коснулся меня своим влажным хоботом и отправил банан в рот. Кожура упала на дорожку. Слоник шумно вздохнул. По том скосил благодарный взгляд в мою сторону и, повинуясь палочке мальчишки, сидевшего у него на спине, ушел, унося с собой мои детские воспоминания.
Текст: Шамиль Нугаев, Аэрофлот, бортовой журнал № 7, 2006. Оригинал текста prestos.ru/old/aero_ru
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос