Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийский танец

Индийский танец имеет глубокую духовную основу, уходит корнями в мифологию и религию. С утверждением раннего индуизма ведические божества Агни, Варуна, Сурья и другие отходят на второй план. Главными божествами провозглашается триада: Брахма, Шива и Вишну. Происходит ассимиляция ранних верований различных племен и поглощение их культов культами основных божеств. Одним из аспектов формирования раннего индуизма было сведение разнохарактерного религиозного церемониала
к некоему общему знаменателю, что стимулировало возникновение различных наставлений и руководств, в том числе и по искусству музыки, танца, ваяния и зодчества. Только рассматривая древние эстетические трактаты Индии, где изложены основы теории и истории индийской художественной культуры, с учетом их тесных связей с историей, социальным устройством и религиознофилософскими концепциями эпохи, их породившей, можно понять своеобразный ход древнеиндийской эстетической мысли, характер заимосвязей и взаимозависимости различных видов искусств. Верховные божества раннего индуизма, согласно трактатам, имеют самое непосредственное отношение к искусству танца. Главными богами, ассоциировавшимися с хореографией, являются Шива породивший танец, овладевший им в совершенстве и получивший за это имя Натараджа царь танца; его супруга Кали и воплощение Вишну в образе богачеловека Кришны.Танцы Шивы имеют многослойный сакральный смысл. Могущественный бог созидания и разрушения предстает в них в образе космического творца; как воплощение жизни и смерти; открывая людям "цель пути" освобождение от земных иллюзий и достижение просветления, неся им идею о человеческом сердце как о центре Вселенной. Каждый из танцев Шивы, в зависимости от его основной темы, имеет свое собственное наименование.

Идея разрушения воплощена в танце "Тандава тамасик". Вид бога необычен и грозен: тело обвито кобрами, непобедимая сила и мощь заключены в его десяти руках. Место, где совершается этот танец, нереально, символично: охваченная пламенем Земля символ очищающего себя огнем и разрушением человеческого сердца. Очищая себя таким образом, человеческая душа обретает желанное освобождение.Второй аспект танцующего бога йогический. Выражен он в "Нритья Сандхья" ("Вечерний танец"), исполняемом по преданию в лучах заходящего солнца на вершине горы Кайласы. По своему внешнему виду здесь бог приближен к человеку, движениям его придана мягкость и плавность. Лицо Шивы словно маска: оно неподвижно, непроницаемо, отмечено печатью йогического самососредоточения и покоя. Танец призван вселять в души смертных покой и умиротворение, изгоняя из них печаль, гордость и горе.Главный танец Шивы "Танец Одарения", с которым связано выражение созидательных функций божества. Образ ШивыНатараджи это образ творца Вселенной: танцуя, он все разрушает и одновременно заново создает жизнь. Дуалистический характер придан его облику: он бог Шива и в то же время богиня Шакти (одно из имен Кали), в одном ухе у Натараджи серьга мужчины, в другом женщины. Он источник всего живого; его танец начало всех движений; его речь все звуки мира.
В движениях и позах танца получили свое символическое выражение пять функций божества: созидание, покровительство, разрушение, благосклонность и защита. Верхняя правая рука Шивы держит маленький барабан, знаменующий созидание, нижняя правая, поднятая на уровне плеча, согнутая в локте и обращенная ладонью к молящимся, обещает покровительство; в левой нижней руке огнь, символ разрушения; и, наконец, левая верхняя рука с опущенной вниз кистью и вытянутым указующим перстом обещает благосклонность и защиту, как бы указывая путь к спасению. Правой ногой Шива попирает демона. Глаза его полузакрыты, словно в трансе; фигура полна напряжения и ритма.Помимо танцев Шивы, индийская традиция вкладывает глубокий религиознофилософский смысл и в танцы других богов индуистского пантеона. Танец Кали, например, трактуется как символ соединения богини со своим божественным супругом Шивой, в результате чего богиня приобретает безграничные силы в борьбе со злом, и одновременно как подвиг Шивы, преградившего своим телом путь всеразрушающему танцу Кали и сохранившего тем самым на Земле добро и благо.
Танцы Кришны представлены тремя разновидностями. Первый (Тандава) содержит в своей основе легенду о поединке Кришны со стоглавым змеем Калиндой. Второй и третий ("Чувства возлюбленных" и "Великий танец") выражают идею о соединении человеческой души и божественного духа. Радха, возлюбленная Кришны, тоскующая по своему избраннику, и веселый хоровод пастушек, явившихся по зову Кришны
танцевать с ним на берегу реки, символы души смертной, стремящейся к соединению и слиянию с божеством.

"Язык" индийского танца
Древние индийские трактаты донесли до нас также эстетикотеоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественнообразная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра разнообразные позиции пальцев, и хаста жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный "язык жестов" имеет в своем "словаре" более 500 символовпонятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи, но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Три важные составляющие танца
В «Натьяшастре», главном писании об индийском танце, говорится о том, что танец – целостное искусство, и целостным его делают три составляющие, которые вместе присутствуют в танцевальном представлении. К слову, многие зрители сразу замечают, что классический индийский танец бывает со смыслом и без конкретного значения (абстрактным). На самом деле в танцах выделяют три главных аспекта, три вида танца: нритта, нритья и натья.

Нритта – это абстрактный технический танец, хореография в чистом виде без смысловой нагрузки. Это представление танцевальной техники. Нритта – аспект, не требующий глубокого чувственного общения со зрителем. Это демонстрация радости, энергии движения, красоты линий, изящности поз, подчеркнутая интересными и интригующими ритмическими пассажами, которые танцовщица подчеркивает ударами ног. В технике различаются позиции ног, траектории движения частей тела, угол наклонов, положения рук, (причем, жесты, хасты, используются для украшения движений, без какихлибо смысловых значений), также то, как движется танцовщица по сцене и другие детали. В каждом стиле классического индийского танца различаются свои технические нормы. Танцы этого типа есть во всех классических стилях. Например, в Бхаратанатьям этот аспект проявлен в композициях Алариппу и Тиллана, в Одисси – в Мангалачаранах, Паллави, Мокше, и таким же образом технические танцы проявлены и в других стилях. Вообщето, по большому счету, нриттой пронизаны все танцы, так как, даже если танец смысловой, эмоциональный и несет разные значения, то все равно танцовщица исполняет его в определенном стиле, используя технику этого стиля и его язык.

Противоположным этому аспекту является нритья эмоциональный, образный танец. Этот аспект раскрывает эмоциональность, настроение и темперамент танца, показывает его чувственность или раскрывает смысл, контекст истории, повествования. Этот аспект предполагает общение со зрителем и воздействие на него целым арсеналом выразительных средств, чтобы донести идею, или вызвать чувства. И вот здесь жесты для рук не только украшают танец, но и передают значения слов, понятий, помогая перевести звуки в образы.

Жесты, выполняемые кистями рук, называются хаста или мудра. Они детально кодифицированы. Жесты для одной руки называются асамьюта хаста, их 28, а для двух рук называются самьюта хаста, их 23 (по описанию, которое дается в трактате «Абхиная Дарпана»). Например, всего лишь одной рукой можно изобразить оленя, разные числа от одного до пяти, цветок, меч, благословение, уверенность, разные действия, такие, как рисовать, подметать, говорить и многое другое. Комбинацией из двух рук можно показать приветствие, воплощения и атрибуты разных богов, любовь и дружбу, ссору, зло и злодеев, пчелу над цветком, полет птицы, небо, встречу и разлуку, рождение и смерть и другое. Каждый жест имеет название и свой перечень значений, такое употребление жестов называется хаста винийога. Все танцоры изучают эти жесты, начиная с жеста Патака. Сначала учат правильно, до автоматизма, делать жесты в разных позициях рук и в сочетании с другими движениями тела, чтобы не занимать ими ум во время танца. Когда они получаются в техническом танце (нритта), постепенно изучают все значения для каждой хасты. Затем практикуют их в смысловых танцах. Правильность контролирует учитель. Способы использования жестов для рук входят в техническую основу каждого стиля индийского классического танца. Опытные профессионалы могут составлять фразы из этого словаря жестов и интерпретировать сюжет разными способами. С помощью хаст передаются значения слов и фраз в песнях и текстах, они помогают передать смысл истории, сюжета, акцентировать настроение. В техническом же танце (абстрактном, который не несет смысловой нагрузки) хасты используются без значений и служат средством украшения движений танца, такие жесты называются нритта хаста. В некоторых стилях, например, в Катхаке и Манипури хасты используются менее активно, чем в других стилях индийского классического танца.

Возвращаясь к аспекту нритья, стоит отметить, что смысловой танец, или сюжетный танец включает в себя мимику, жесты для рук со значениями и пантомиму, в целом, называемую абхиная.

Абхиная – это искусство коммуникации со зрителем во время представления. Абхиная рассматривается с разных сторон, поэтому она состоит из четырех взаимоусиливающих компонентов (ангика, вачика, ахарья, саттвика), где каждый важен в равной степени.

Ангика абхиная – пантомима, телесная выразительность, в которую входит владение телом, технически правильное выполнение передающих смысл жестов для рук, движения головы, шеи, глаз, мимика, позы и т.д.

Вачика абхиная – это словесное выражение, или звуковое воплощение идеи, которое поется во время танца. Сейчас в представлениях поет певец, сидящий в аккомпанирующем оркестре, а раньше бывало, что танцовщица сама же и пела во время танца. В некоторых танцах и по сей день, например в стиле Кучипуди, танцовщица губами проговаривает то, что поет певец, будто сама поет. В вачикас, или в то, что воспроизводится речью, входит кавьяс (поэзия) и натакас (драма). То есть в танцевальном представлении певцыаккомпаниаторы поют песни, гимны, стихи, а также монологи, реплики, диалоги и все, что входит в поэзию и драму. Иногда поют названия нот, или ритмические слоги, усиливающие эмоциональное воздействие музыки. Вообще, человеческий голос – это самый уникальный инструмент, и иногда он даже может заменить все другие инструменты.

Ахарья абхиная – это вся внешняя оболочка представления, обложка. Сюда входит грим, костюм, украшения, свет, то, как оформлена сцена, декорации, само помещение, в котором происходит представление. Для всего этого есть свои правила, как оптимально должно все выглядеть.

Саттвика абхиная – это непосредственно сами непроизвольные эмоции актера. Например, волоски на теле встают дыбом, проливается пот, появляется дрожь, слезы и т.д. Это возникает, когда танцовщица глубоко переживает те эмоциональные состояния, которые изображает, поэтому ее эмоции выглядят натурально, естественно, понастоящему. Так, например, состояние гнева мало изобразить с помощью мимики: при гневе тело колотит, краснеет лицо, раздуваются ноздри, появляется горячий пот, человек делает резкие движения, с силой сжимает кулаки, быстро ходит тудасюда и т.д. Такие симптомы относятся к разряду саттвика абхинаи.

Отсутствие одного из этих компонентов значительно снижает выразительность танца, его суггестию (воздействие на зрителя). Абхиная это экспрессивная, выразительная часть танца. Конечно, одной из главных частей в этом аспекте является лицо танцора и его актерское мастерство. И, хотя существует множество эмоций, настроений, чувств, в «Натьяшастре» сказано о девяти главных: шрингара – любовь, рудра – гнев, адбхута – удивление, хасья – смех, бибхатса – отвращение, каруна – горе и сострадание, вира – героизм, сила и смелость, бхаянака – страх и ужас и шанта – умиротворение. Эти девять главных темпераментов, настроений, называются раса. (А, поскольку их девять, их называют навараса.) Танцовщица во время представления может рассказывать историю, как мы уже говорили. И, если она использует только телесный язык (позы, жесты, скорость и т.д.), то этого все равно недостаточно для передачи смысла. И только когда появляются эмоции, картина становится живой, целостной.

Поэтому нритья это другая сторона танца, без которой танец был бы просто набором физических упражнений.

Третья составляющая индийского танца – это натья, драматический танец, или театрализованная хореографическая постановка. Натья – это комбинация нритты и нритьи. Танцовщица изображает текст, который поется, причем, иногда это даже не песня, а монологи героя или диалоги в пьесе. И, конечно, здесь самым важным становится конечный смысл и умение его передать.

Хотя в некоторых частях может присутствовать и нритта (чистый танец), и нритья (экспрессивный танец), но эти аспекты служат главной идее постановки – раскрытию темы и содержания, смысла, значения какогото сюжета или истории.

Иногда сам сюжет или смысл может быть выражен буквально в двух фразах, а танцовщица драматизирует эту ситуацию, чувственно украшая, детализируя, акцентируя внимание зрителя на разных моментах. Для этого употребляют санчари – повторение одной смысловой словесной фразы снова и снова, где каждый раз фраза изображается поразному и раскрывается с разных сторон. И так новая интерпретация может даваться несколько раз. При этом зритель получает нужное представление, у него появляется определенное понимание ситуации, вырабатывается к ней особое отношение. Навеянные впечатления ведут к целостной картине восприятия, многократно усиливая чувственный аспект.

Танцевальные композиции в индийских классических танцах составлены с учетом этих моментов, так как их отцамоснователям было известно, как правильно дозировать разные элементы воздействия, чтобы получить нужный эффект.

Персонажи и характеры в танце
В экспрессивном, сюжетном и смысловом танце танцор становится актером и играет разные роли. Для драматизирования ситуации и для узнаваемости изображаемых характеров в индийском танце существует концепция «найака, найика и сакхи» герой, героиня и подругапомощница (друг). Часто и характеры богов показываются через человеческие характеры и качества в различных ситуациях, происходящих с людьми. То есть, великие истины рассказываются простым языком, понятным не только ученым брахманам, а людям из любой касты, которые в древние времена не получали глубокого образования в области духовных наук и священных писаний. Например, Радха (найика) ревнует Кришну (найака) к своим подругам (сакхи). На самом деле, говоря языком мудрецов, духовная ревность Радхи (олицетворяющей энергию наслаждения Бога) стимулирует ее желание быть полностью, без остатка, предавшейся своему возлюбленному (Самому Богу), девушкой (олицетворенной душой). И это провоцирует постоянное о нем памятование, желание быть неразлучными. Иносказательный язык танцев пробуждает лучшие чувства в человеке, делая его ближе к пониманию Бога, очищая его внутренне, развивая в нем влечение к божественной тематике. Сопереживание героям вызывает глубокий внутренний чувственный взрыв и катарсис, и, как следствие, провоцирует человека стать лучше, достойней прожить жизнь, а также заняться самосознанием.

В «Натьяшастре» описаны разные типы героя (найака) и героини (найики):
в зависимости от их возраста (например, взрослая царица, или юная девушка)
природы и качеств характера (важный и хитрый министринтриган, смиренный святой, благородный царь, игривый и находчивый мальчикпастушок)
опыта в любви (девушка, еще не испытавшая плотской любви, но готовая к этому, царица, изведавшая все прелести супружеской жизни)
ситуации (героиня, наряжающаяся и ждущая встречи с любимым, героиня расстроенная, поссорившаяся с любимым) и т.д.

Сакхи – это подруга, или помощница. Она всегда находится между найикой и найаком, как конфиденциальный помощник и лучшее доверенное лицо. Она помогает соединить разлученных влюбленных, ругает героя за его проступки, или помогает ему исправиться, реабилитироваться в глазах героини, утешает скорбь героини, находящейся в разлуке с любимым.

Особенно ярко эта концепция проявляется в драматических танцах с любовной тематикой. Но вообще, героем или героиней становится то главное лицо, которое изображается в танце.

Теперь вернемся непосредственно к хореографии танца. В индийском классическом танце есть два вида движений, две противоположных категории. Их называют тандава и ласья.
Тандава – это четкие, силовые, энергичные, резкие, жесткие, тяжелые движения. Их выполнял Шива, особенно, пребывая в своем божественном гневе.
Ласья – это мягкие, женственные, изящные, легкие, плавные, дополненные оттенками разных эмоций, движения. Их изначально исполняла богиня Парвати, чтобы умилостивить и успокоить своего разбушевавшегося мужа, Шиву.

Все движения в танце состоят из скоординированных комбинаций движений разных частей тела. Части тела подразделяются на самые главные, на соединяющие их между собой и мелкие, и их называют анга, пратьянга и упанга.
Анга, или основные части тела, включают в себя руки (кисти), ноги (стопы), голову, бока, талию и грудь.
Пратьянга, или промежуточные части это шея, плечи, локти и предплечья, спина, живот, бедра, колени, голени и щиколотки.
Упанга, или незначительные, мелкие части тела лицо, губы, рот, зубы, язык, подбородок, нос, щеки, брови и глаза, глазные яблоки.
Для них существуют разные классические позиции, называемые бхеда, изучение которых входит обязательно в базис всех классических стилей. Это азбука танца. Затем при изучении танцев переходят уже к изучению движений, начиная с простых, и, по мере усваивания, добавляют более сложные.

Движения в индийских классических танцах совершаются под индийскую классическую музыку, и танцовщики поэтому должны знать и аккомпанемент. Музыки основана на различных талах, ритмах, играющихся в медленном, среднем и быстром темпе. Темп называется лайа. Счет проговаривается ритмическими слогами, что называется «бол», слоги имитируют звуки ударного инструмента, создают словесный ритмический рисунок. Например, «дха дхин та тете дхаге дхин та китатака». Когда танцовщица тренируется, она выполняет каждое движение в разном темпе, что задействует разные мышцы, поэтому движение получается более совершенным, отточенным, и это позволяет в танце сразу адаптировать движения к заданному ритму.

Начинают и заканчивают занятия и выступления с особого маленького ритуала, Бхуми Пранама выражения почтения материЗемле и получения ее благословений, так как ударами стоп танцовщица причиняет Земле некоторое беспокойство. Это особые движения, включающие элемент, когда танцовщица касается ладонями пола (земли) и головы, или глаз, в знак уважения, и руками показывает жест, означающий приветствие и почтение. Таков принцип танца – все должно делаться с любовью и уважением, тогда успех гарантирован.

Автор и источник публикации: 

Автор не известен


Комментариев : 2

Мне очень понравилась статья

Мне очень понравилась статья про индийский танец. Искала просто название танца, но настолько увлекательно изложены все основные позиции и объяснения, приведена разбивка на виды танцев, что прочитала внимательно всю информацию. Спасибо большое за такую интересную и емкую статью.

Елена, спасибо за отзыв!

achadidi аватар

Елена, спасибо за отзыв!

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ж
б
Й
у
Ф
Введите код без пробелов, учитывая регистр