Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Ауробиндо. Цели йоги

Наконец-то отсканировала и могу выложить мою любимую работу Шри Ауробиндо...

«...эта работа представляет собой описание ранней стадии садханы Шри Ауробиндо и лишь частично соответствует Йоге в нынешнем ее состоянии, которое реализовывалось на протяжении более чем двадцати лет.»
28.10.1934 Шри Ауробиндо

Йога, которую мы осуществляем, предназначена не только для нас, но для Божественного; ее цель — исполнить волю Божественного в мире, свершить духовную трансформацию и низвести божественную природу и божественную жизнь в ментальную, витальную и физическую природу и жизнь человечества. Ее цель — не личное Мукти, хотя Мукти — это необходимое условие йоги, но освобождение и преобразование человеческого бытия; не личная Ананда, а низведение божественной Ананды — Христова Царствия Небесного, нашей Сатьяюги — на землю. У нас нет нужды в личном moksa (мокша), ибо душа — nityamukta (нитья-мукта), и рабство есть иллюзия. Мы играем в рабство, в действительности же мы ничем не скованы. Мы можем стать свободными, когда того пожелает Бог; ибо он, наше высочайшее Я,— Хозяин игры, и ни одна душа не может выйти из этой игры без его благоволения и разрешения. И часто именно по воле Бога мы принимаем и пропускаем через свой разум bhoga (бхога) неведения и двойственностей — радости и печали, удовольствия и страдания, добродетели и греха, наслаждения и отречения; на протяжении многих лет, во многих странах, никогда даже не помышляя о йоге, без устали разыгрывает он эту игру из века в век. В этом нет ничего порочного, ничего, что нам нужно осуждать или чего нам следует избегать,— это игра Бога. Мудр тот, кто признает эту истину и, осознавая свою свободу, все же участвует в игре Бога в ожидании его приказа изменить правила игры.

И ныне час такого приказа настал. У Бога всегда есть избранная страна, где, несмотря на все случайности и невзгоды, несколькими или многими постоянно сохраняется высшее знание, и в настоящем, по крайней мере в этой Чатурьюге, такой страной является Индия. Всякий раз, когда он хочет полностью насладиться неведением, противоречиями, борьбой, и гневом, и слезами, и слабостью, и эгоизмом, насладиться тамасом и раджасом — одним словом, игрой Кали,— он затуманивает знание в Индии и погружает ее в слабость, в упадок, чтобы она ушла в себя и не мешала такому развитию его Лилы. Когда же он желает восстать из грязи и вновь сделать Нараяну в человеке могущественным, мудрым и исполненным блаженства, он снова изливает на Индию знание и возвышает ее, чтобы она могла дать всему миру это знание, неизбежно несущее с собой могущество, мудрость и блаженство. В периоды, когда развитие и распространение знания затруднено, йогины в Индии удаляются от мира и практикуют йогу либо ради собственного освобождения и наслаждения, либо ради освобождения нескольких учеников; когда же знание вновь развивается и широко распространяется, а вместе с этим распускается и душа Индии, они снова возвращаются, чтобы работать в миру и для мира. Такие йогины, как Джанака, Аджаташатру и Картавирья, вновь восседают на тронах мира и правят народами.

Лила Бога в человеке всегда движется по кругу, от Сатьяюги к Калиюге, и через Кали — к Сатья, от Золотого Века к Железному и опять — от Железного к Золотому. На современном языке Сатьяюга — это мировой период, когда создана достаточно устойчивая гармония и человек, при определенных условиях и ограничениях, реализует на какое-то время совершенство своего бытия. Эта гармония поддерживается в его природе силой установившейся чистоты; затем она начинает разрушаться, и человек поддерживает ее в период Трета силой индивидуальной и коллективной воли; она продолжает разрушаться, и тогда в период Два-пара он пытается поддержать ее с помощью интеллекта, общих соглашений и правил; впоследствии, в период Кали, она окончательно разрушается и уничтожается. Но Кали — не только зло, в ней постепенно созидаются необходимые условия для новой Сатья, для иной гармонии, для более высокого совершенства. В период последней Кали, который теперь подходит к концу и результаты которого все еще проявляются, происходило всеобщее разрушение древнего знания и культуры. До нас дошло лишь несколько фрагментов [этого знания] в виде Вед, Упанишад и других священных книг, а также туманных древних преданий. Но близко время первого движения ввысь, первой попытки воздвигнуть новую гармонию и совершенство. Поэтому так распространены нынче идеи о совершенствовании человеческого общества, знания, религии и нравов. Но подлинная гармония пока еще не найдена.

Только Индия может открыть эту гармонию, ибо развить ее можно, лишь [полностью] преобразовав нынешнюю природу человека,— частичные изменения здесь не помогут — а такое преобразование возможно исключительно с помощью йоги. Природа человека и вещей в настоящее время — это диссонанс, дисгармония. Нужно преобразовать все — сердце, деятельность и разум человека, но не извне, а изнутри, не политическими и социальными институтами и даже не вероучениями и философиями, но реализацией Бога в нас и в мире и полным изменением жизни на основе этой реализации. Осуществить это можно лишь с помощью Пурнайоги — йоги, которая посвящена не какой-то частной цели, пусть даже цель эта — Мукти или Аяанда, но реализации божественной человечности (fulfilment of the divine humanity) в нас самих и в других. Для такой цели недостаточно практики Хатха или Раджа Йоги; даже великий троичный путь Тримарга не достигает этой цели; мы должны пойти выше и обратиться к Адхьятмайоге. Принцип Адхьятмайоги в сфере знания состоит в постижении того, что все, что мы видим (или не видим, но о существовании чего мы знаем),— люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы — это единый божественный Брахман, Что же касается деятельности и собственной позиции, то принцип этой йоги — абсолютная отдача себя (self-surrender) Паратпара Пуруше — трансцендентной, бесконечной и универсальной Личности, одновременно личностной и безличной, конечной и бесконечной, самоограниченной и безграничной, единой и множественной, пронизывающей своим существованием не только Богов наверху, но и человека, и червяка, и прах земной внизу. Такое отречение (surrender) должно быть полным. Ничего нельзя оставлять в себе для себя — ни единого желания, ни требования, ни мнения, ни даже мысли: «так должно быть, а так не может быть», «этому следует быть, а тому — не следует»,— нужно отдать все. Сердце должно быть очищено от всех желаний, интеллект — от всех проявлений собственной воли, нужно отбросить всякую двойственность, признать, что весь мир, видимый и невидимый, есть единое высочайшее проявление сокровенной Мудрости, Силы и Блаженства, и, уподобившись машине, полностью подвластной водителю, отказаться от всего своего существа, чтобы божественные Любовь, Могущество и совершенный Интеллект осуществляли свою работу и вершили свою божественную Лилу.
Нужно полностью устранить ahahkara (аханкара), чтобы обрести то, что в конечном итоге и предназначено для нас Богом,— совершенное блаженство, совершенные покой и знание и совершенную деятельности, присущие божественному существованию. Когда устанавливается, пусть даже несовершенно, такая позиция полного самоотречения, неизбежно отпадает необходимость в каком бы то ни было йогическом kriya (крия). Ибо тогда сам Бог в нас становится садхаком и сиддхой и его божественная энергия работает в нас не посредством наших искусственных приемов, но через процессы всезнающей, всепроникающей и безошибочно действующей Природы. Даже самая мощная samyama (самьяма) Раджа Йоги, самая сложная пранаяма, самая напряженная медитация, самая экстатическая Бхакти, самое бескорыстное действие, какими бы могущественными и эффективными они ни были, слабы по своим результатам в сравнении с этой высочайшей работой. Ибо все они ограничены в известной мере нашими возможностями, тогда как эта работа потенциально неогра-ничена, потому что эта работа Бога, Она ограничена только его волей, которая знает, что лучше для мира и для каждого из нас в мире и вне его.

продолжение

Автор и источник публикации: 

Шри Ауробиндо Гхош, по изданию Института эволюционных исследований "Савитри" 1991 года, перевод Баранова В.Г., Шевченко А.А.


Комментариев : 3

А вот здесь есть

Инна аватар

Ауробиндо "Основы йоги" http://kulichki.com/~yoga/Aurobindo/BasesOfYoga/index.htm и "Синтез Йоги" http://kulichki.com/~yoga/Aurobindo/sy/index.htm. Ань, у тебя в теме Айробиндо написано, это не ляп?

ой, очапатка

achadidi аватар

исправила...
Да, я знаю, работ Ауробиндо в сети довольно много, но Цели йоги книга очень редкая, мало у кого есть, а в сети никто ее не выкладывал

Что касается работ Основы йоги - это не оригинальная работа, это фрагменты из писем Ауробиндо ученикам, собранные по темам, оно конечно хорошо, но я предпочитаю оригиналы

Синтез йоги - это огромный толстенный, хотя и не законченный труд. У меня уже была мысль выложить любимые фрагменты, хотя если честно с 2002 года я так и не прочла его весь, язык довольно тяжел, а содержательно он очень насыщен.

Мне нравится еще одна его работа, от которой он как от собственного произведения впоследствии отрекся Йогическая Садхана, я публиковала ее на http://www.achadidi....

и вот еще

Инна аватар

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ Книга 1 http://kulichki.com/~yoga/Aurobindo/LifeDivine1/index.htm ,
Книга 2 http://kulichki.com/~yoga/Aurobindo/LifeDivine2/index.htm .
Основная философская работа Шри Ауробиндо: теория духовной эволюции, преобразующей человека из мыслящего существа в существо супраментальное и приводящей к установлению на Земле божественной жизни.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_ндонезийский: