Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Железные дороги Индии

Как человек, проехавший Индию от Мумбая до Колкаты и от Дарджилинга до Каньякумари, могу засвидетельствовать, что индийские железные дороги – достаточно быстрый и весьма удобный способ передвижения по стране, как с точки зрения комфорта, так и с точки зрения знакомства с Индией и ее обитателями. К тому же, проезд в поезде обойдется вам намного дешевле авиабилета.
Подтверждая достоверность информации, приведенной в моем любимом путеводителе Лонли Плэнет-Индия, позволю себе добавить кое-что от себя. Итак…

Железно дорожные билеты.
Блажен путник, коему не пришлось стоять в очереди в общей билетной кассе индийского вокзала. Если даже в кассах, предназначенных специально для интуристов, приходится периодически отражать попытки местных жителей пообщаться с кассиром, презрев сонм терпеливо ожидающих иноземцев, то что уж говорить об общей кассе! Самый лучший и просторный Foreign Tourist Reservation Office («Билетная касса для иностранных туристов»), на мой взгляд, находится на столичном вокзале New Delhi. Очень удобен также офис на вокзале в Варанаси. На мумбайском вокзале «Чатрапати Сиваджи» ("Шиваджи", бывший «Терминал Виктория») есть отдельное окошко продажи билетов иностранцам (№ 52). Для того, чтобы найти его, следует войти в здание с центрального входа и, миновав платформы пригородных и дальних поездов, повернуть направо. Увидев вывеску «Reservation Center», входите и поднимайтесь на второй этаж.
Для покупки индийского железнодорожного билета, помимо денег, необходимы паспорт и требование, заполненное на английском языке. Бланки требований можно найти возле касс. Поскольку в требовании нужно указывать название и номер поезда, лучше всего заранее разработать примерный маршрут передвижений по стране и выяснить, какие поезда следуют в нужном вам направлении. Удобнее всего сделать это при помощи искалки, находящейся по адресу http://www.indianrail.gov.in/s.... Для получения информации следует сначала выяснить буквенные коды нужных вам станций (это можно сделать тут же, на сайте). Введя код станции отправления и код станции назначения, получаете список всех поездов, курсирующих между указанными пунктами с указанием названия, номера, времени отправления и прибытия, а также информацию об имеющихся в поезде классах. Нужный вам класс также необходимо указать в требовании, равно как и желательную для вас полку (верхнюю или нижнюю).
Продажа билетов компьютеризирована, если билетов на нужный вам поезд нет, кассир, возможно, предложит вам какую-то альтернативу. Если вам не удалось заранее составить список нужных поездов заранее, ищите информацию на месте. Например, на станции «Нью-Дели» полный список поездов дальнего следования есть в кассе для иностранцев. Если ничего узнать не удалось, уповайте на отсутствие очереди и хорошее настроение кассира – как правило, в помощи растерянному иностранцу они не отказывают.

Оплата ж/д билета
может производится как в рупиях, так и в долларах. Что нужно иметь при оплате в рупиях, вы уже знаете. При оплате в СКВ последняя также пересчитывается в рупии по текущему банковскому курсу. Курс, как правило, указан на табличке за спиной у кассира.
Распечатав на принтере ваш билет, кассир покажет вам, где указан номер вагона, номер поезда и время отправления. Кроме того, в билете указаны станция отправления поезда, станция вашей посадки в вагон и станция назначения.
В крупнейших городах Индии имеется несколько основных железнодорожных станций. К примеру, в Дели таковых три: «Нью Дели», «Олд Дели» и «Хазрат Низамуддин». Следует точно знать, с какой именно станции вам предстоит отправиться в путь.
Вокзал. Вот, наконец, мы на вокзале. Информация о прибытии, отправлении и задержке поездов здесь осуществляется по трансляции на хинди и английском. Если на платформе слишком шумно – ищите зал ожидания, там и потише будет, и «матюгальник» также имеется. Если туго понимаете английский – ищите дяденьку в костюме с бэджиком, стоящего неподалеку от входа на первую платформу вокзала. Помочь вам – его работа. Впрочем, иногда он и сам не владеет информацией – например, в случае непредвиденной задержки поезда. У входа на первую платформу вокзала также можно найти электронное табло (касается больших вокзалов) и доску, на которой мелом пишут порядок вагонов в том или ином поезде.
Задержки поездов в Индии – отдельная и очень больная тема. Приходилось слышать об опозданиях поездов на 5, 8, 10 часов… В моем случае самая большая задержка отправления поезда составила 3,5 часа, средняя – 1 час. Общее наблюдение – чем крупнее города, между которыми курсирует ваш поезд, тем меньше вероятность опоздания. Также имеет значение расстояние – чем оно больше, тем вероятнее опоздание.
На платформе индийского вокзала, помимо информации, можно получить немудрящую еду, питье и газету. Туалеты, как правило, расположены в залах ожидания (иногда за пользование туалетом нужно заплатить 1 рупию). На крупных ж/д станциях можно даже найти душ (стоит копейки – 2-3 рупии). Курение на вокзалах (даже на платформах) формально запрещено – если поймают, могут взыскать штраф в 100 рупий. По опыту могу сказать, что ловят курильщиков весьма вяло и неохотно…

Камеры хранения
как правило, расположены в здании вокзала в конце первой платформы. Из крупных станций исключение в этом плане являет «Ховра Стэйшн» - главный вокзал Колкаты. Здесь есть несколько камер хранения, которые расположены в начале платформ (сперва выясните, с какой платформы отправится ваш поезд, а потом уже ищите, где бросить рюкзак). Стоимость хранения одного места багажа – 10 рупий за 24 часа. Для того, чтобы оставить багаж, нужно заполнить требование, в котором, помимо всего прочего, указывается номер билета. Формально, при отсутствии билета вам могут отказать в приеме. Не отчаивайтесь – для иностранцев, как правило, действует негласное исключение из правил: вместо номера билета вас попросят указать номер паспорта. Кроме того, в приеме багажа могут отказать, если на вашем рюкзаке (чемодане, сумке) нет замка. Возьмите труд заранее купить хотя бы один маленький навесной замочек (20-30 рупий, продаются в любой мелочной лавке на привокзальной площади).
Автоматических камер хранения на индийских железных дорогах нет – по крайней мере, мне таковые не попадались. Хранилище обычно представляет собой обширный пыльный чулан с рядами многоярусных полок (могут быть выстроены из кирпичей и покрыты пачкающей побелкой), запирающийся на ржавый амбарный замок. Опасно ли оставлять здесь свою драгоценную поклажу? В моем случае, за две поездки из рюкзака в камере хранения (кажется, в Бхубанешваре) пропало только одно - тюбик антигрибкового крема для ног. Общее правило: очень ценные вещи в багаже просто не оставлять, все более или менее ценное - складывать в один карман и запирать!

Индийский поезд
Итак, у нас есть билет и нам известен номер платформы, на которой уже стоит готовый к отправлению поезд. Как правило, вагоны каждого поезда цепляют к локомотиву в строго определенном порядке. Таким образом, каждому вагону на платформе соответствует строго определенное место, отмеченное табличкой. Номер вагона обозначается как цифрами, так и буквами. Например, С6, AS1, AS3. На самом вагоне номер указан на маленьком треугольном выступе красного цвета. Ищите его в середине вагона, чуть выше окон. Две грани выступа обращены в направлении головы и хвоста состава.
Особого упоминания заслуживает такое явление, как общий вагон индийского поезда (general compartment). Его, как правило, цепляют либо сразу за локомотивом, либо в хвосте состава. Этот обшарпанный снаружи и грязный внутри вагон предназначен для проезда низших слоев индийского общества и отделен от состава наглухо запертой стальной решеткой. Проезд здесь стоит сущие копейки, однако обольщаться дешевизной не стоит. Возможна ситуация, когда вы пытаетесь приобрести билет на проходящий поезд, а касса – о, ужас! – не может предложить вам ничего кроме общего вагона. Берите предложенное, а по прибытии поезда тотчас бегите в вагон хорошего класса и ищите билетного контролера (TTE). Как правило, это солидный, склонный к полноте усатый мужчина в черном форменном костюме, чей высокий статус удостоверяет металлический значок. Взыскав с вас разницу стоимости билета, этот вершитель дорожных судеб разместит вас на свободном месте в кондиционированном классе – если, конечно, таковое найдется! Мой опыт показывает, что найдется…
Какой класс наиболее пригоден для длительных поездок по Индии? Для поездок на небольшие расстояния вполне годится второй класс, однако следует учитывать, что в Индии он наиболее востребован и билеты сюда раскупаются в первую очередь. Для дальних вояжей годится любой AC-класс. Ничего не могу сказать о дорогом «первом кондиционированном» классе – я им не пользовался. 3AC и 2AC – это примерно одно и то же. Посему, лично я езжу в более дешевом «трехполочном». По возможности, следует брать нижнюю или среднюю полку. На верхнюю полку можно согласиться лишь в крайнем случае – кондиционер создает под потолком вагона невыносимый холод.
В вагоне присутствует туалет как индийского (дырка в полу), так и западного типа. Туалетной бумаги в первом попросту не бывает, во втором она встречается отнюдь не всегда (запасайтесь своей).
Проводников в вагонах индийских поездов нет. Поездная бригада, помимо контролеров, включает стюардов (носят куртки бордового цвета), которые появляются в вагоне сразу же после отправления, разносят пассажирам постельное белье и принимают заказы на еду (на выбор – вегетарианское («ведж ланч») либо обычное («нон-ведж ланч») меню). Вегетарианский ланч стоит около 30 рупий, обычный – ненамного дороже. Стюарды еще не раз появятся в поле вашего зрения, предлагая то чай (3 рупии стаканчик), то воду (12 рупий), то закуски.
Садясь в поезд, следует знать расчетное время прибытия к цели вашей поездки. В пути следует использовать любую встречу с TTE для получения информации. Именно TTE лучше других работников поездной бригады владеет английским и может сообщить массу полезных сведений. Так, он сообщит вам, на каких станциях поезд сделает остановку, достаточную для приятной прогулки по перрону, а самое главное – укажет точное время прибытия на нужную вам станцию в случае задержки. Помните: никто не будет помогать вам персонально, ваша судьба – в ваших руках.
Специальных багажных полок в вагонах классов 2AC и 3AC нет. Багаж размещается под нижними полками. Много раз был свидетелем того, как индийцы приковывают свои баулы к ножкам полок при помощи цепочек. Лично я ни разу не прибегал к такой мере – и Господь не оставил меня своей милостью. Тем не менее, не следует забывать об элементарных мерах предосторожности. Лучше всего поместить все наиболее ценное и нужное в небольшую сумку и постоянно держать ее при себе. Не буду говорить о деньгах и документах – тут все и так понятно. Особую осторожность необходимо соблюдать на станциях, где во время стоянки в вагон запросто заходит посторонняя публика.
В комплекте постельного белья в AC-классе присутствует полотенце – нет нужды доставать свое. Не лишним будет запастись маской для глаз – поможет заснуть (на эту роль подойдет и бандана).
Жизнь чужеземца, путешествующего индийскими железными дорогами, несравненно облегчает знание – даже самое элементарное – английского языка.

Вот еще кое-что из наблюдений за жизнью индийских паровозов...
1). В Индии название поезда может разниться от источника к источнику. В нонешний мой визит поезд 2302 мне продали в Дели как Kolkata Rajdhani, а на платформу подали Howrah Rajdhani! Отсюда вывод - нумер своего состава надо знать обязательно.
2). Кое-что о поездной еде. В поездах повышенной комфортности, к коим относятся Rajdhani, ланч выглядит так: сначала (спустя час после отправления) приносят стартовый набор: треугольный сандвич с сыром, самос, 4 карамельки, сок, кетчуп, сладкий катышек в коробочке и чайный набор (два пакетика заварки, два пакетика сахара, пакетик сухих сливок и ложечка). Сразу вслед закускам приносят кипяток в маленьких термосах-"эгоистах". Чай, разумеется, нужно готовить не в них, а в бумажном стаканчике. Еще через полтора часа дают "главную перемену": дал, чапати, чикен карри, рис, кофта и сладкий кефир в глиняном горшочке. Не объешьтесь...
3). 17 октября должен был ехать из Патны, штат Бихар, в Нью-Джалпайгури на поезде North East Express. Поначалу станционное табло обещало отъезд по расписанию (в 22:30). Я обрадовался, прошвырнулся по окрестным магазинам, поел, явился на платформу - не тут-то было. Сначала объявили задержку до 3 ночи! Делать нечего - пристроился на скамье. Рядом тут же завалился спать полицай. Свою английскую винтовку служивый пристроил под боком, дулом ко мне. Я не стал дожидаться случайного выстрела почтенного оружия и перебазировался на другой конец платформы. Около полуночи из нор вылезли твари - не то клопы, не то жуки, величиной с мою ладонь и С КЛЕШНЯМИ! Гады лениво ползали по платформе, охотясь на мелкую живность. Внезапно выяснилось, что нечисть умеет летать - один из жуков расправил крылья и с низким гудением понесся прямо на меня! Едва успел отбить гада рюкзаком...
Между тем время отправления на табло начало меняться каждый час. С трудом нашел место в переполненном зале ожидания и примостился подремать... К утру какая-либо инфа о моем поезде вообще исчезла с табло. Пошел к station manager - бесполезно... Все, что выяснил - что эшелон покинул Дели. Более или менее точное время прибытия поезда в Патну удалось узнать в 9 утра, когда понукаемый мною манагер позвонил коллеге на станцию Мугалсарай и выяснил, что состав эту станцию проехал. Трижды проклятый "экспресс" подкатил только в половине двенадцатого следующего дня (да еще и не на ту платформу, что была указана). В итоге в Патне я проторчал около 14 часов - мой личный рекорд! По иронии судьбы Лонли именует North East Express "самым быстрым из поездов, соединяющих Дарджилинг с Дели".
В поезде со мной ехали немцы. Сказали, что расписание Сев.-Вост.экспресса оказалось сдвинуто на сутки. Они пришли на вокзал в Дели, зашли в поезд и обнаружили на своих полках индийцев. Стали ругацца - пришел кондуктор и погнал тевтонов метлой, объяснив, что поезд вовсе не их...

Автор и источник публикации: 

Митрий, использованы собственные материалы


Комментариев : 11

как купить билет

achadidi аватар

на поезд в виде пошаговой инструкции описала Инна

про проводников я не поняла, чем они отличаются от индийских стюартов? я и думала что они проводники - билеты проверяют, белье дают, еду несут... а вот туалетной бумаги не видела ни разу.
и билеты не удавалось купить за доллары - нас посылали их менять. дело было в Варанаси и еще где-то, так что надо быть готовым и к этому...
в 1 АС ездила - это типа нашего СВ только полка шире и умывальник и шкаф в купе есть, а главное можно отключить вентилятор, в кожалению кондер нелья, по цене близки к самолетам
в некоторых городах есть специальная касса, где нет касс для интуристов, есть кассы для женщин, путешествующих без мужчин, - тоже хороший выход. ибо покупка билетов в общей очереди - это кошмар.

информация путеводителя

Pavel аватар

информация путеводителя «Лонли Плэнет–Индия» (11е изд., сентябрь 2005, с.1086–1088) ощущается в полной мере и даёт некоторое общее представление о Железных дорогах в Индии (спасибо автору статьи)...
Но технических "нестыковок" много!
Ну скажем для примера: там где три полки - однозначно надобно брать самую верхнюю!!! (кто реально ездил более суток - тот поймёт, а кто нет - верьте "на слово"...)

больше суток

achadidi аватар

на поезде не ездила и не поеду наверное
Но на 3й полке обычно такой холодильник даже, если в куртке с капюшоном и под одеялом, что по мне лучше туда в принципе не соваться.
У меня попутчица была в майке и рубашке и там сильно простудилась за ночь, температурила потом дня 3-4... так что 3я полка не для всех

особенно на дальних расстояниях...

Pavel аватар

"Путешествие поездом в Индии обеспечивает вам гораздо больший комфорт, нежели автобусная поездка, особенно на дальних расстояниях."
Кстати я абсолютно согласен с данной цитатой (см.выше)
3-ая полка особенно в классе II SL - енто всё-таки "личное пространство"...
А 2-ую Вас могут попросить сложить уже в 6 утра по местным "негласным правилам" и придёться в некоторых случаях ютиться на 1-ой полке в душевной компании местного населения (их колл-во иногда в купе до 20 человек)...
"Фантики" типа билеты на конкретное место можна даже не доставать - всем ехать надо! (У меня бы даже мыслей таких не возникло...) Это же Индия! На самом деле поездка в поезде оччень интересна, много познавательного, с личными вещами будьте повнимательнее - и Всё будет хорошо!

согласна на 100%

achadidi аватар

что поезда лучше, в них можно лежать и есть туалет%)
про сложение полки... я чесно говоря не сталкивалась.
я как-то спокойно валялась даже в дневное время, правда народу было не много, но никто даже не заикнулся что б меня согнать и сесть рядом с аборигенами
ну если такое бывает, то тада конечно 3 лучше.
впрочем на мой взгляд на большие расстояния лучше вообще летать, если самолеты летают, т.к. вред здоровью обходится дороже, чем авиа билет

А просто

А просто не надо в айрконах ездить. В слипере надо ездить, быть ближе к народу, дешевле и не простынешь :)

без кондера

achadidi аватар

и долго - крыша плывет.... даже в электричках, которые как теплушки с открытыми дверями и решетками вместо окон имхо днем лучше ехать, чем в слиппере, хотя конечно жестковато и скарбом могут завалить;)
не всегда люди готовы к близкому общению и выяснению отношений по поводу кто лег на мою полку. особливо с дороги. в АС эта проблема решается хотя бы с помощью проводника, а в слипперах.... да и попрошайки в слипперах иногда жить нормально не дают...
так что все поезда хороши, каждый по своему;)

Ну не знаю, по

Ну не знаю, по моему вы драматизируете. Я проехал по Индии почти 7 тыщ км, все поездами, и ни разу у меня не было описанных проблем. Ни на полку мою никто не покушался, и попрошаек там не видел (Вернее видел, ровно один раз, на подъезде к Мумбаю, это были эти их индийские трансвеститы смешные). Ни нежелательного общения когда не хочешь не навязывал.
Так что попробуйте, это любопытно. Честное слово, по России бывали гораздо худшие поездки, вот не ради красного словца говорю.

попробовать что?

achadidi аватар

поездить на поездах?
ну пожалуй я тока в сидячем шатабди не ездила. остальное - от электричек до 1АС, ну и конечно же слипперы.
7 тыщами хвастаться не буду, но от ченная до кочина и от мангалора до аурангабада добиралась поездами, и не всегда прямыми, ну и по северу чуток от варанаси до катхогодама.
так что я немножко представляю то о чем я пишу;)
хиджры мне настроение не могут испортить, они мне почти нравятся, а вот персонажи с культями в грязных тряпках, которые их сууют почти в лицо и норовят показать свои раны без тряпок, полиомелитчики, которые передвигаются на руках и за ноги хватают, и разные не трезвые персонажи, которые очь хотят познакомиться с белой теткой... Были случаи, когда приходилось сгонять людей со своих кровных полок, ибо нам оставались тока верхние, иногда в ночи и со скандалом, после чего выяснялось, причем на весь вагон, что понаехало тут белых обезьян, честному индийцу спать негде и т.д. Иногда индийцы наши полки заваливали вещами, или все свободное пространство и некуда было рюкзак сунуть... Иногда нас пытались согнать...Так что проводников кликать мне приходилось не для красного словца.
А иногда было приятно и не напряжно, и сами места людям уступали, были интересные люди, которые звали в гости, некоторые нас кормить пытались, дети с нами играли.
Много чего было и по всякому. И все это есть, и никуда не денется в ближайшем будущем... так что розовые очки одевать рановато;)
Вообще-то говорят, что в жизни есть все, но не всем оно достается, так что у вас просто карма хорошая;)

Ну вы что,

Ну вы что, поезд в Индии это же само по себе достопримечательность. Хотя не спорю, белой барышне, одной, на поезде... и так-то внимание индийцев бывает утомительно. Но поезд в Индии это настоящий способ УВИДЕТЬ страну.
К тому же по своему довольно комфортабельный.

поезд в Индии это настоящий способ УВИДЕТЬ страну!

Pavel аватар

Также катался порядка 7тыс. км и полностью поддерживаю комменты romx.
Последний раз ехал в обыкновенном слипере Агра-Пури почти трое суток , лично мне оччень понравилось!
Из Пури потом в Дели самолётом в сумме получился тяжковатый трансфер , дороже в четыре раза и занял 12часов и никакого кайфа!

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_ндостан: