Индия: страна, люди, история
Индия или Бхарат – одно из крупнейших государств мира, страна древней цивилизации и сокровищница удивительной культуры и искусства. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник и подарили миру шахматы и десятичную систему счисления. Страна является родиной нескольких религий и ряда известных философских систем. Индия также считается самой большой демократией современности и уверенно демонстрирует стабильность и устойчивость политического, общественного и экономического развития.
Республика Индия расположена в Южной Азии, на полуострове Индостан. С севера ее ограждают снежные вершины Гималайских гор, на западе, востоке и юге омывают теплые воды Индийского океана. В состав Индии входят Андаманские и Никобарские острова в Бенгальском заливе и острова Лаккадивские, Аминдивские и Миникой в Аравийском море. Длина ее сухопутных границ с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш и Мьянмой – 15200 км, морских – 6083 км. Территория – 3,287 миллиона квадратных километров, население – 1 млрд. человек и увеличивается ежегодно на 2,1 процента. Индия занимает второе место в мире по численности населения и седьмое – по площади территории. Находящаяся по обе стороны от северного тропика, Индия имеет три природных района. Это массив Гималаев, плоскогорье Декан и Индо-Гангская низменность, к которой на западе примыкает пустыня Тар. В Гималаях находятся истоки трех самых больших рек страны – Ганга, Инда и Брахмапутры. Главной рекой считается Ганг. Он поит и кормит более трети ее населения. Согласно преданию Ганг очищает души людей от грехов и скверны и тем самым возвышает человека в глазах богов.
Климат – экваториальный на юге и субтропический на севере. Средняя температура мая +38°С, а на северо-западе + 48°С. В это время года многие водоемы и колодцы пересыхают, ощущается недостаток питьевой воды. Зато в июле все пространство охватывает муссон. Годовое количество осадков колеблется от 100 миллиметров в Раджастане до 12 тысяч миллиметров в Чарапунджи (Мегхалая/, самом дождливом месте на планете.
Современная Индия – страна с развитой промышленностью и сельским хозяйством. В результате политики модернизации и либерализации экономики, проводимой активно с 1991 года, она имеет многоотраслевой промышленный комплекс, продуктивное сельское хозяйство и передовое научно-техническое обеспечение. Неслучайно в отчете влиятельной организации “Кредит Суис Ферст Бостон”, опубликованном в декабре 1999 года, было высказано предположение, что именно Индия станет в начале нового столетия следующим “экономическим чудом Азии”.
Высокие темпы ее экономического роста подкреплены наличием необходимых полезных ископаемых. Так, Индия располагает крупнейшими в мире запасами железной руды. Они сосредоточены в Бихаре, Гоа, Карнатаке, Мадхья Прадеш и Ориссе. У нее богатые месторождения бокситов, марганцевой руды, листовой слюды, хрома, графита, берилла, титана. Из энергетических ископаемых наибольшее значение имеет каменный уголь. Ведущие производители угля – Бихар и Западная Бенгалия. Но собственной нефтью она обеспечивает себя только наполовину.
Основным занятием населения остается сельское хозяйство. В 580 тысячах сел и деревень проживает 74 процента всех жителей. Индийские крестьяне отличаются трудолюбием. С раннего утра они работают на полях, но полуденное солнце печет так нещадно, что активная жизнь на селе замирает до вечера. В деревне сохранилась сельская община. Земельные наделы большинства крестьян относительно невелики. Фермерские хозяйства получили развитие главным образом в Уттар Прадеш, Пенджабе и Харьяне. В них используются сельскохозяйственные машины. В целом же жизнь деревни внешне осталась прежней.
Вокруг сельской площади, как и сто лет назад, теснятся глиняные хижины. В тени дерева пипилы сидят пожилые крестьяне, потягивают дым из трубки хуки и неспешно обсуждают общие проблемы. Посреди пыльной дороги играют дети. Звон колокольчиков, привязанных к шее коров, возвещает о возвращении стада. Между тем сеть шоссейных дорог и электричество постепенно изменяют укоренившийся образ жизни. В дома пришел газ. Он используется в бездымных печах чулла. Это избавило женщин от утомительных походов в поисках хвороста. Дома и поля обеспечивают водой из скважин 11 миллионов электрических насосов.
Обилие тепла и искусственное орошение позволяют снимать несколько урожаев в год, каковой делится на два сезона – хариф (летний) и раби (зимний). В 1999 году был собран рекордный урожай зерновых – 205 миллионов тонн. Сегодня Индия не только обеспечивает себя продуктами питания, но и экспортирует их за границу. Самым известным продуктом индийского экспорта остается чай. Его ежегодно собирают свыше 800 тысяч тонн. Помимо чая страна занимает первое место в мире по производству арахиса, сахара-сырца и проса. Она является вторым производителем пшеницы, риса и джута и третьей хлопкосеющей державой. Индия располагает самым многочисленным поголовьем скота – 280 миллионов коров и буйволов. Тем не менее мясное животноводство здесь отсутствует, поскольку религиозные убеждения индусов запрещают убой коров.
Ныне Индия входит в первую десятку стран мира по объему промышленного производства. В 1999-2000 годы темпы роста ее промышленности возросли по сравнению с 1997-1998 годами на 8 процентов. Выработка электроэнергии достигла 421 миллиарда киловатт-часов, добыча угля – 319 миллионов тонн, производство цемента – 62,4 миллиона тонн, производство хлопчатобумажных тканей – 19,9 миллиарда метров. Она стала одним из крупнейших производителей химических товаров, электронных изделий, мотороллеров и велосипедов. Индия является также космической и ядерной державой.
Главная особенность индийской промышленности состоит в том, что она сочетает разнообразные формы производства – от крупных заводов, оснащенных передовой техникой, до традиционных кустарных промыслов, выдерживающих конкуренцию с машинами. Сектор ремесел поставляет ковры ручной работы, произведения искусства из металла, набивной текстиль, изделия из кожи, дерева и тростника. Однако прогресс наступает, а вместе с ним на смену мастерским ткачей и лудильщиков приходят конструкции компьютерных фирм, ангары авиационных предприятий, офисы банков и страховые компании. И теперь новая страна отражается все больше в зеркальных витринах супермаркетов.
Для новой Индии характерна бурная застройка городов, политико-административных, торгово-промышленных, научных и культурных центров.
Ее столица – Дели – крупный мегаполис с населением 9,4 миллиона человек. Это один из старейших городов Южной Азии, основание которого приписывают братьям Пандавам, героям знаменитого эпоса “Махабхарата”. Он раскинулся на правом берегу реки Джамны и делится на Старый Дели и Новый Дели. Застройка последнего ведется о 1911 года, т.е. с момента переноса столицы Британской Индии из Калькутты. В нем сосредоточены правительственные учреждения, резиденции высокопоставленных чиновников, особняки посольств и фешенебельные отели. Новый Дели хорошо спланирован. Его главными осями служат пересекающиеся под прямым углом широкие проспекты – Раджпатх (Правительственный проспект) и Джанпатх (Проспект народа). Центр Старого Дели – Красный форт, средневековая крепость ХVII века. Ее мощные стены, нарядные ворота, изящные павильоны и дворцовые залы c уникальной резьбой по камню и драгоценными инкрустациями по праву заслуживают надписи, вырезанной тонкой вязью на стене тройного зала: “Если на земле существует рай, то он здесь, он здесь, он здесь.” За воротами крепости разбросаны узкие улочки, заполненные нескончаемой толпой, и среди них знаменитая Чандни чоук. Вдоль улицы тянутся многочисленные лавки торговцев. Там покупателя усадят на почетное место и радушный хозяин станет раскладывать перед ним товар. Того, кто стремится поживее купить и уйти, не уважают, нужно долго выбирать, торговаться и между делом беседовать о погоде и политике.
Но самый большой город Индии – Калькутта (14 миллионов человек), расположенный в дельте Ганга. У берега реки находится Майдан, огромный парк, где устраиваются праздники. К парку примыкают кварталы административных зданий, среди них есть небоскребы. В Калькутте действует единственный в стране метрополитен, построенный с участием российских специалистов.
Мумбай (Бомбей) – западные ворота Индии, главный порт, столица киноиндустрии и моды. В нем сосредоточены штаб-квартиры ведущих национальных монополистических объединений и крупнейшая фондовая биржа. Ченнай (Мадрас) – восточные ворота, сравнительно малоэтажный город на побережье Бенгальского залива. Бангалор – “силиконовая долина” страны. Помимо институтов и конструкторских бюро, занимающихся космической программой, в нем находится национальная лаборатория аэронавтики и Институт наук. Бангалор отличается своей архитектурой в неодравидийском стиле.
Вместе с городами молодеет их население. В последние годы оно заметно европеизировалось и переживает бурный потребительский бум. Вместе с тем сила традиции напоминает о себе и в мегаполисах. В уличной толпе часто бросаются в глаза тюрбаны сикхов и красочные сари индианок. Эта старинная женская одежда представляет собой цельный кусок ткани до 10 метров длиной. Его обертывают особым образом вокруг тела. В центре лба индианки рисуют тику. Она наносится красной краской и символизирует источник жизни.
Верность традиции особенно ярко раскрывается в народных праздниках. Из них самый веселый – холи, праздник наступления весны. Люди обливают друг друга подкрашенной водой и осыпают разноцветными порошками. Но наиболее популярный – дивали, день коронования Рамы на царство. Его называют еще “праздником огней”, так как в небе постоянно разрываются петарды и хлопушки. В деревнях отмечают нагапанчами, праздник змей. Главных виновниц события приносят из леса, выпускают во дворы и угощают молоком и маслом. Индусы похрабрее берут пресмыкающихся в руки и даже набрасывают их себе на шею. Змеи в такой день почему-то не кусаются.
Многомиллионное население Индии являет собой смешение рас и народов, отличных внешним обликом, языком и обычаями. Они говорят на 17 основных языках и 844 диалектах. Самый распространенный из них – хинди. На нем общается 35 процентов населения, проживающего в 7 северных штатах. Хинди возник на основе санскрита – древнего языка индоариев. От санскрита произошли языки таких крупных народов как бенгальцы, маратхи, гуджаратцы, ориссцы, пенджабцы. Все эти народы имеют смуглую кожу и европеоидный облик. Население Южной Индии пользуется языками дравидийской семьи. Это телугу (Андхра Прадеш), каннада (Карнатака), тамили (Тамилнад) и малаялам (Керала). Они более темнокожие, чем северяне и имеют признаки австралоидов. В 7 северо-восточных штатах проживают народы, относящиеся к монголоидам – манипурцы, мизо, нага, качари и др. Они говорят на языках тибето-бирманской семьи. И наконец, негроиды сохранились на Андаманских островах и среди племен Южной Индии (кодары, курумбы, панияны).
В такой ситуации для многих индийцев связующим звеном выступает общая религия. Самая распространенная религия – индуизм. По материалам последней переписи 1991 года его исповедует 82,7 процента населения. Далее следуют ислам – 11,4 процента, христианство – 2,4, сикхизм – 1,9, буддизм – 0,7, джайнизм – 0,5 процента. Остальные – последователи зороастризма, иудаизма и языческих верований племен. Стержнем государственной политики в религиозно-общинном вопросе является принцип секуляризма. Он предусматривает веротерпимость и равное уважение всех религий. Вот почему главные религиозные праздники – для всех выходные.
В Индии относительно невысокий уровень дохода на душу населения. Около трети индийцев живет за чертой бедности. Мужчин в стране больше, чем женщин. По переписи 1991 года на одну тысячу мужчин было 927 женщин. Это объясняется повышенной смертностью среди женщин, связанной с ранними браками и многочисленными деторождениями. Среднее число детей в семье – 4 человека. Продолжительность жизни – 62,8 года. Грамотность невысока – 52 процента. Однако по числу специалистов с высшим образованием Индия занимает третье место в мире после России и США. В стране функционирует 220 университетов и 9300 колледжей. Большое число индийских ученых, инженеров, программистов и врачей работает за границей, прежде всего, в США, Великобритании и Канаде.
История Индии ведет начало с Хараппской цивилизации III – середины II тысячелетий до н.э., существовавшей в долине Инда. По уровню развития она не уступала Месопотамии и Древнему Египту.
В середине II тысячелетия до н.э. в Индию пришли индо-европейские племена арии. В IV-II веках до н.э. здесь правили императоры династии Маурьев.
Позднее Северная Индия входила в Кушанскую империю (I век н.э.) и империю Гуптов (IV-V века). Гуптский период ознаменовался расцветом индийской классической культуры и получил известность как “золотой век” Индии.
В то же время на юге сложились государства Чола, Пандии и Чера, соперничавшие между собой. После распада первых средневековых государств наступает период раздробленности и вторжений феодалов-мусульман из Средней Азии и Афганистана. Почти все они остались на Индостане, а некоторые даже смогли основать свои империи – Делийский султанат (1206-1526) и Могольская империя (1526-1707).
После битвы при Плесси 1757 года в Индии установилось господство британских колонизаторов.
Поскольку кучка иностранцев не могла управлять столь огромной страной, колониальная администрация встала на путь сотрудничества с местной элитой. Она воспитывалась на примере европейских идей свободы и демократии и получала образование в университетах метрополии. Благодаря усилиям этих людей в 20-30-е годы XIX века в Индии берет начало движение за социальные реформы, а с конца XIX века – организованное освободительное движение. Его становление и развитие было неразрывно связано с деятельностью Индийского национального конгресса.
28 декабря 1885 года в одном из колледжей Бомбея собрались 72 представителя индийских общественных организаций. Они назвали свое собрание конгрессом и объявили в качества его главных целей “укрепление чувств национального единения” и “авторитетное выражение мнения образованных классов”. У истоков ИНК стояли Дадабхай Наороджи, Махадев Говинд Ранаде и Сурендранат Банерджи.
С начала XX века в Конгрессе возникло новое идейно-политическое направление. Его возглавили Бал Гангадхар Тилак и Ауробиндо Гхош. Они выступали за вовлечение масс в национальное движение против колониальных властей вплоть до их свержения и создания в Индии республики. Главными лозунгами тогда стали “свадеши” (букв. “своя земля”), т.е. защита национальной промышленности и ремесленного производства, и “сварадж” (букв. “свое правление”). В крупных городах прошли первые демонстрации и большие митинги.
В этих условиях британские колониальные власти сделали ставку на разжигание индусско-мусульманской розни. 30 декабря 1906 года при их содействии была учреждена общеиндийская политическая организация – Мусульманская лига. В качестве своей цели Лига записала: “Развивать среди мусульман Индии чувство лояльности британскому правительству и устранять любое неверное толкование намерений правительства”.
Новый подъем освободительного движения в стране приходится на начало 20-х годов. В это время к руководству ИНК приходит М.К.Ганди. Свою политическую деятельность он начал в Южной Африке, где возглавлял выступления индийцев против расовых дискриминационных законов. Для достижения поставленной цели он применял тактику ненасильственного сопротивления, предусматривающую проведение мирных демонстраций, прекращение работы, закрытие магазинов и т.п. Эту тактику он назвал сатьяграхой (букв. “упорство в истине”). По возвращении в Индию Ганди основал центр по распространению идей сатьяграхи – “Сатьяграха-ашрам”. В 1919 году он вступил в Конгресс, который из организации “образованных классов” превратился в массовую политическую партию. В 1920-1922 и 1930-1931 годы Махатмой Ганди и Конгрессом были проведены мощные кампании гражданского неповиновения. Они всколыхнули всю страну и способствовали росту патриотических настроений. В декабре 1929 года Конгресс выдвинул лозунг “пурна сварадж”, т.е. полной независимости. Его лидеры и активисты проявляли высокое мужество и самоотверженность. Сам Ганди и его соратники провели многие годы в тюрьме, как и другие борцы за свободу, действовавшие вне Конгресса.
Вместе с тем в ИНК возросла роль молодых деятелей, таких как Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос. Они не только вели борьбу за независимость, но и стремились соединить эту борьбу с защитой интересов широких масс и выступали за демократические общественные преобразования.
В годы II мировой войны борьба за освобождение Индии продолжала нарастать. В тактике Конгресса наметился поворот к более активным формам действий. В апреле 1942 года Ганди выдвинул лозунг “Прочь из Индии!”, что означало немедленное предоставление независимости. В ответ руководители Конгресса подверглись аресту, а деятельность партии была запрещена.
Репрессии властей вызвали массовые стихийные выступления протеста. Индийцы громили полицейские участки, разрушали железнодорожные пути, линии связи, мосты. Эти события вошли в историю страны как “Августовская революция 1942 года”.
Однако фронт совместной борьбы индийцев против колониальных властей оказался серьезно нарушен. Еще в марте 1940 года сессия Мусульманской лиги в Лахоре приняла курс на создание Пакистана, независимого мусульманского государства в границах провинций мусульманского большинства населения.
В годы, предшествовавшие “передаче власти”, обстановка в Индии характеризовалась повышенной политической напряженностью и таила опасность стихийного общественного взрыва. Ситуация окончательно выходит из-под контроля колониальной администрации и тех партий, которые участвовали в переговорах о будущем устройстве страны. После того как Мусульманская лига бойкотировала работу Учредительного собрания и объявила 30 июля 1946 года началом “прямых действий” за создание Пакистана, по стране прокатилась волна беспрецедентных религиозно-общинных погромов. Индия балансировала на грани хаоса и религиозной войны.
Британское правительство отчетливо сознавало неотвратимость потери главной колонии. Проблема состояла в том, как скоро британцы должны покинуть Южную Азию, а главное – какой останется Индия в результате этого исторического акта.
В конечном итоге в августе 1947 года британский парламент принял Закон о независимости Индии. Он предусматривал создание двух доминионов – Индийского Союза и Пакистана. Учитывая пожелания астрологов и просьбы широких слоев населения, Учредительное собрание Индии приняло решение о провозглашении суверенитета ровно в полночь с 14 на 15 августа.
В тишине зала особенно торжественно звучали слова первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру: “Много лет назад мы избрали свою судьбу. И теперь пришло время, когда мы выполним свою клятву, хотя и не до конца и не в полной мере, но вполне по существу. В тот момент, когда часы пробьют полночь и весь мир будет погружен в сон, Индия пробудится к жизни и свободе. Мы переходим из мира старого в мир новый. Наступает тот редкий миг в истории, когда прежняя эпоха закончилась и душа народа, угнетаемая долгие годы, обретает себя”. Далее Неру огласил текст клятвы. В ней было выражено намерение индийских лидеров посвятить себя служению Индии, ее народу, делу гуманизма и мира во всем мире. Клятву принесли все члены Учредительного собрания.
Весь следующий день Индия кипела радостным возбуждением. Повсюду проходили многочисленные торжественные мероприятия, состоялись парады, давались салюты. Главным событием праздника явилась манифестация у крепости Красный форт. Здесь в 4 часа дня Дж. Неру поднял оранжево-бело-зеленый флаг независимой Индии.
Оранжевый цвет флага символизирует мужество и самопожертвование, белый – мир и правду, зеленый – веру и бескорыстие. В центре белого поля флага помещается изображение синей чакры, колеса с двадцатью четырьмя спицами – символа солнца, атрибута бога Вишну, а в современном контексте символа прогресса в науке и технике.
Достижение независимости Индии может справедливо рассматриваться как результат многолетней борьбы за свободу ее народов и одновременно как следствие политического компромисса, к которому пришли британские колониальные власти и лидеры ведущих индийских партий. Образование новых доминионов стало возможным вследствие раздела Британской Индии, положившего начало выходу страны из политического тупика. Вот почему с идеей раздела, какой бы горькой она не казалась, были вынуждены примириться даже ее принципиальные противники.
Провозглашение независимости Индии коренным образом изменило судьбу народов Индостана, которые прочно встали на путь самостоятельного развития, создания демократического государства и построения общества, ориентированного на социальную гармонию, политическую стабильность и экономический прогресс. Это событие оказало существенное влияние на систему послевоенных межгосударственных отношений и наглядно продемонстрировало преимущества политики диалога и компромисса перед силовыми вариантами решения сложных современных проблем.
26 января 1950 года в стране вступила в действие конституция, провозгласившая ее суверенной, демократической республикой.
Конституция Индии состоит из преамбулы, 393 статей и 9 приложений и представляет собой наиболее объемный и детально проработанный документ в мировой конституционной практике. За пятьдесят лет существования в нее было внесено 78 поправок, но они не касались основополагающих принципов документа.
Высшая законодательная власть принадлежит парламенту. Его верхняя палата Совет штатов (Раджья сабха) включает 250 депутатов, а нижняя – Народная палата (Лок сабха) – 545 депутатов. Нижняя палата переизбирается каждые пять лет на основе всеобщего избирательного права прямым и тайным голосованием. В выборах принимают участие граждане, достигшие 16-летнего возраста. Индийский электорат сегодня – самый многочисленный в мире. В 1999 году он составлял 620 миллионов человек. Верхняя палата избирается коллегиями выборщиков из числа депутатов законодательных собраний штатов.
Глава исполнительной власти – президент, избираемый на пять лет членами парламента и законодательных собраний штатов. Он является верховным главнокомандующим, имеет право вносить законопроекты и налагать вето на принятые законы и назначает премьер-министра. В июле 1997 года президентом стал Кочерил Раман Нараянан.
Но фактически исполнительная власть находится в руках премьер-министра, возглавляющего правительство – Совет министров. Премьер-министром Индии становится лидер партии или коалиции, одержавшей победу на выборах в Народную палату.
С марта 1998 года премьер-министром является Атал Бихари Ваджпаи, председатель Бхаратия джаната парти (БДП). На выборах в нижнюю палату парламента, прошедших в сентябре – октябре 1999 года, БДП одержала победу. Национальный демократический альянс, возглавляемый БДП и объединяющий 24 партии, получил 297 депутатских мест. Индийский национальный конгресс и его союзники контролируют 134 места, а другие партии – 106 мест. В выборах 1999 года приняли участие 6 обще-индийских партий и 54 региональные партии. 12 октября А. Б. Ваджпаи возглавил новое правительство Индии.
Республика Индия является федеративным государством и состоит из 29 штатов и 6 союзных территорий. При этом ни один штат не имеет права на выход из Союза. В штатах существуют законодательные собрания и местные правительства. Вместе с тем в каждом штате присутствует представитель центра – губернатор, назначаемый президентом Индии.
Сегодня можно констатировать, что индийский федерализм выдержал испытание временем, а индийская конституция стала надежным гарантом эволюционного пути развития государства и общества. Она защищает неприкосновенность частной собственности, гарантирует всем гражданам право свободного выражения мнения и запрещает дискриминацию по религиозной, расовой, кастовой и половой принадлежности. В результате страна смогла построить такую систему общественных отношений, которая обеспечивает сохранение национальной и культурной самобытности ее больших и малых народов. И теперь Индия по праву считается самой большой демократией современности.
Валерий Петрович Кашин, ученый секретарь Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, г. Москва Россия - Индия: перспективы регионального сотрудничества (г. Нижний Новгород) Утверждено к печати Институтом востоковедения РАН, 2000 при финансовой поддержке Посольства Индии в России, источник:
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос