Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Катманду - столица Непала

Катманду. Храм Шивы-Парвати

Как гипер-муравейник, Катманду теснится в огромной чаше гор. В жаркой дымке их контуры лишь смутно рисуются на горизонте долины Катманду. В ясные дни за ближайшей грядой проступают ослепительные снежные стены. Если вам повезет с погодой, вы смоете увидеть самые высокие горы мира, не выезжая из столицы Непала.
Люди сохранили предание, что когда-то долина Катманду была озером. Вода ушла через ущелье Чобхар, которое прорубил волшебным мечом великий йогин.
Геологи подтверждают существование на месте Катманду древнего озера, однако научная версия его исчезновения менее драматична – озеро всего-навсего постепенно обмелело и высохло.

Центром Катманду и началом туристических прогулок считается Дурбар-сквер, то есть Королевская Площадь, состоящая из нескольких смежных площадей рядом с бывшим королевским дворцом (современный построили подальше от туристов). Площадь отличается хорошей мостовой и огромным количеством храмов на метр пространства. (Вообще в старом Катманду храм или святилище есть на каждом перекрестке, в каждом дворе, на улицах, возле бассейнов для дождевой воды, и даже в стенах домов, так что создается впечатление, что город непрерывно молится высшим силам).

Храмы на Дурбар сквер строились в расчете затмить подобные сооружения в столицах двух соседних княжеств: Бактапуре и Патане. Соперничество, подарившее Непалу шедевры архитектуры мирового масштаба, продолжалось три века, до тех пор, пока в конце 18 века Непал снова объединился под властью князя из местности Горкха по имени Притхви Нарайан Шах. Этот герой считается основателем современного Непала. Воины, пришедшие с ним из Горкха, отличались силой и смелостью, и их потомки хранят военные традиции по сей день (самая известная из этих традиций – это ношение кривых ножей «кукури», теперь популярных как сувениры у многих туристов). Это те самые легендарные гуркхи, которых позже брали на службу англичане. Несмотря на то, что Шах выбрал для новой столицы Катманду, его Дурбар Сквер уступает двум другим. До площади в Патане можно дойти пешком (или доехать на такси за 15 минут) – два эти города соседствовали так тесно, что со временем превратились в один. В Бактапур можно доехать на такси, или на дешевом местном автобусе, который проходит расстояние в 8 км за час. Дубар-сквер Бактапура знаменита тем, что служила площадкой для съемок фильма Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда». В фильме «Декамерон» Пазолини тоже использовал Бхактапур, чтобы показать средневековое индийское королевство, и попадавшие в кадр местные жители не носили никаких костюмов кроме своей повседневной одежды. Так как в центре Бхактапура запрещено движение автотранспорта, да и сам этот городок на краю долины Катманду довольно мал и тих, он производит впечатление места, в котором остановилось время. (Подробнее о Патане и Бхактапуре см. в отдельных статьях).

Однако вернемся в современный центр долины – шумный Катманду. На центральных улицах с утра и до ночи кипит сплошной, и на первый взгляд, хаотический рынок. То, как теснятся многоэтажные дома вдоль узких улиц, напоминает старинную Европу, но торговля, бурлящая на первых этажах, в выносных лавочках, на лотках, ступенях храмов, вдоль тротуаров, носит совершенно азиатский характер. Развалы дешевых кроссовок соседствуют с лавками сияющей кустарной посуды, кучи сари на мостовых, наваленные для распродажи, затрудняют маневры велорикш, на овощных перекрестках, где старушки с сигарками в зубах разложили свои кучки зелени, стоит резкий запах гнили, который тут же заглушается волнами ароматов из лавок с тибетскими ритуальными принадлежностями. Несмотря на то, что в городе построено несколько «шоппинг молов», основной оборот торговли идет за счет частников, и кажется, что в продаже какого-нибудь товара занято чуть ли не все население города. В Катманду до сих пор есть «мясная» и «рыбная» улицы, улица зубных врачей, улица швейных машинок, перекресток браслетов и бус, и тому подобное… Из-за машин, закупоривающих проходы, возникают людские пробки. При этом непальцы – очень невозмутимый и добродушный народ, и находится в толчее вовсе не трудно. Их деликатность, терпимость и вежливость по отношению к иностранцам кажется чудом после осад, которым подвергают приезжих беспардонные индусы.

Стоит покинуть улицы Тамеля, и вы больше не услышите никаких восклицаний «посмотри», «купи», «не нужен ли гид?» - привязаться к иностранцу могут разве что шаловливые дети. Женщины стараются одеваться чисто и нарядно, особенно любят непалки красный и черный цвета. Находясь в толпе, вы заметите, что многие мужчины и женщины пользуются духами. Вы увидите множество разнообразных стилей женской одежды, подчеркивающей разделение непальцев на многие нации и касты. Однако не стоит надеяться, что солидные на вид непальцы благородно не воспользуются вашим незнанием местных цен. Многие из них рады небольшой (или, по степени дерзости – весьма солидной) прибавке к дневной выручке, полученной за счет зеваки-туриста. Кипятиться и доказывать, что вас надули, совершенно бесполезно – в этом отношении непальцы непробиваемы. Если вы что-то покупаете, спрашивайте цену заранее. Поскольку обманывают далеко не все, особенно в том, что касается цен на продукты, всегда имеет смысл спросить цену в разных местах. Если вы решили пожить в Катманду некоторое время, давайте продавцам понять, что вы не прохожий. Иначе, заломив для вас цену, как для туриста, непалец уже не сможет из-за гордости сделать вам скидку за постоянство, и лучше потеряет вас как клиента, чем выдаст свое мошенничество.

Туристы часть останавливаются в районе Тамель или на улочке Фрик стрит рядом с дворцовой площадью, об отелях и гестхаусах читайте Где жить в Катманду

Старейшая в Катманду ступа Сваямбунатх сейчас стоит на холме, который раньше был островом на озере, и уже тогда, судя по легендам, на острове находилось какое-то капище. Вероятно, после того, как озеро освободило долину, сюда с востока пришло племя Кирати. Кирати были монголоидами, но поклонялись Шиве. Затем в долину занесло несколько волн индусов с равнин. После вторжения Китая в Тибет во второй половине 20 века в Непале оказалась и большая часть тибетских беженцев. Наконец, сюда веками приходили караваны разных гималайских племен, торговавших с Индией. В результате население современного Катманду чрезвычайно пестрое по этническому составу. В целом видно, что люди здесь – это смесь горных монголоидных народов и европеоидов с равнин. Резкие монгольские лица тибетцев и горцев из отдаленных деревень выделяются в толпе, как и их одежда. Язык большинства – непали, хотя в стране ходят не менее 20 разных языков, не говоря уже о диалектах.
В Катманду непали соседствует с языком невари, на котором говорит около миллиона человек, и который совершенно не похож не на непали, ни на хинди, ни на тибетский. Народ невари считается коренным населением долины, и всегда славился своим архитектурным мастерством и изысканностью быта и искусств. Старинные неварские дома, в которых не менее 3-х этажей, легко отличить по роскошной резьбе, украшающей деревянные наличники, ставни, балконы и двери. Особенно выделяются сваи-подпорки крыш, украшенные изображениями богинь, демонов, Бодхисаттв, и даже совокупляющихся пар.

Ступа Боднатх входит в список обязательных для посещения памятников древности. Ее, кстати, тоже можно увидеть в фильме «Маленький Будда».
Другие объекты в этом списке – упомянутая в начале ступа Сваямбунатх, широко известная среди местных как «Манки Темпл», то есть храм обезьян, и огромный храмовый комплекс Пашупатинатх (Пашупатинат). В последний приходят паломники со всей Индии, так как это один из главных центров поклонения Шиве на всем субконтиненте. Оба этих места стоят среди чудом сохранившихся в городе джунглей, в Пашупатинатхе берегут огромные священные деревья. Посетителей там встречают орды наглых и жадных обезьян, готовых вырывать бананы и орешки из рук посетителей. Это настоящие хозяева Манки Темпла и леса, посвященного Шиве-Пашупати (что в переводе значит «повелитель животных»).

Кроме посещения главных «точек», тому, кто захочет по настоящему прочувствовать Катманду, надо обязательно совершить несколько прогулок по старым районам, как в самом Катманду, так и в Патане. В путеводителе Lonely Planet очень хорошо описано несколько маршрутов, а в магазинах можно найти отличные карты. Не бойтесь нырять в толпу и сворачивать на незнакомые улицы – в Непале турист священней, чем корова, и вы везде встретите доброжелательные улыбки и искреннюю готовность помочь советом. Молодое поколение лучше владеет английским языком. В прогулках по «районам» можно отведать бабушкиных «момо» в крошечных забегаловках, опрокинуть стакан местного рисового вина под названием «элья», и обнаружить совершенно невероятные товары в крошечных, почти подземных лавочках первых этажей.

В Катманду трудно жить долго. Это очень интересный город, и его можно было бы назвать очень красивым, не будь он так сильно загрязнен. Если в первые дни вы почувствуете сухость в горле, появится аллергический насморк – можно надеяться, что через неделю наступит акклиматизация, и эти явления исчезнут. Однако недостаток воды, волны вони и пыль и скученность населения вас все-таки доконают. Не пытайтесь в поисках облегчения от урбанизма бежать на берега рек, обозначенных на карте: это зловонные клоаки, к которым трудно подойти, заселенные нищими людьми.

Вот мой список самых интересных мест Катманду:

Дурбар-сквер в Патане (Патан, южное Заречье Катманду, считается отдельным городом, как он и строился исторически). Никаких сомнений в том, что если вы можете посетить только одно место в Катманду, то это должна быть эта площадь (Патан! – не спутайте с Дурбар-сквер в самом Катманду – более шумной, тесной и менее богатой памятниками архитектуры).

Джеси Девал – храм Шивы южнее Дурбар-сквер Катманду. Ничего особенного, но очень приятно посидеть на ступеньках этого высокого храма, как это делают непальцы, в районе, который находится в двух шагах от туристической тропы, и о котором туристы, конечно, не подозревают.

Тин Девал – так и не восстановленный после землетрясения в 1934 году храм на берегу реки Багмати, в районе между рекой и Трипурешвар Марг. Дорожка с территории храма выходит на берег реки, где можно найти остатки гатов и одного из самых интересных районов города. Тишина и красота храмов поразительно контрастирует с грязью в реке и потоками зловещей вони, приносимых ветром. Из-за вони район почти заброшен, в нем живут лишь самые бедные люди, однако по постройкам видно, что когда-то это было процветающее поселение браминов. Разрушающееся величие всегда выглядит сюрреалистично.

Пашупатинатх (Пашупатинат)
В главный храм Шивы иностранцев не пускают, а зрелище гатов и реки весьма удручающее, лучше перейти мост и подняться на гору, где много отдельных храмов среди остатков джунглей, есть удивительные деревья, и виды несколько более отрадные. Для тех, кто никогда не видел саду, Пашупатинат может оставить самые яркие впечатления. Кстати, непальские саду, в отличие от индийских, гораздо причудливее одеты (или раздеты), они, как бы более «фотогеничны». Боюсь, как бы это не было следствием туризма, а не милой культурной особенностью Непала.

Буддийские дворы во всем городе. В буддийских дворах можно отдохнуть от мусора: их население требовательно относится к эстетическим качествам жилой среды. Дома в таких дворах свежепокрашены, мостовая обновлена, деревья окружены крашеными оградками, а ступа посередине всегда нарядна. Самый главный буддийский двор – это круглая площадь вокруг Боднатха, самой большой ступы в Непале. Этот двор называют Бода. Другой красивый и большой двор вокруг Kathesimbhu Stupa, находится южнее Тамеля, если идти из него на юг через площадь Thahiti, двор будет справа по улице, идущей с Thahiti к Indra Chowk и Дурбар-сквер. Запутавшись там, можно спросить, где «Little Boda». Стоит увидеть и буддийские районы в Патане: ступу рядом с прудом Пим Бахал Покхари, и дворы Ньякачука (Nyakachuka Courtyard), Нага Бахал, и связанный с ними дворик прекраснейшего Golden Temple.

Сваямбунат, по моему мнению, не столь уж впечатляющ, так как знаменитый вид на город, ради которого туристы лезут на высоченную гору по каменной лестнице, как вы уже поняли по моему описанию Катманду, не способен восхитить ничей глаз. Тем не менее Сваямбунат (или, как его называют теперь «Манки Темпл» - довольно пошлое туристическое прозвище), это чуть ли не самая старая священная вещь в долине Катманду, и стоял там в каком-то виде еще до города, и даже, как говорит легенда, тогда, когда вся долина была озером, а холм Сваямбуната – островом, на этом острове уже находилась какая-то молельня. (Геологически сказки об озере подтверждаются).

Полезные адреса в Катманду:

Лавка аюрведического сырья и специй Madan Ayurvedic Shop. В переулке Kilagal недалеко от Indra Chowk (район между Дурбар-сквер и Тамелем). Рядом две лавки, цены и сервис лучше у молодого красивого парня, а не у дяденьки.
Прокат горных велосипедов – на площади Chhetrapati, рядом с Тамелем.
Главпочта находится возле белой минаретовидной башни Sundhara или Bhimsen Tower (башня видна отовсюду). Здание (больше похожее на заброшенный завод) построено вдоль трассы Kanti Path, но вход на его огороженную территорию со стороны рынка, ведущего к башне.

Цены в Катманду:

Интернет в Тамеле – 40 рупий в час.
Интернет на Фрик Стрит – 15 рупий в час.
Непальский Интернет в городе – 10 рупий в час.
Самые дешевые из приличных комнаты на Фрик стрит – 150 за сингл, могут быть неплохими и с горячей водой, если гест хаус стоит не на бойком месте.
Самые дешевые из приличных комнат в Тамеле – 300 рупий.
Кхана (тали – рис, дал, овощи) в непальской столовой – 50 рупий, за эти деньги можно просить добавки риса и дала.
Момо (пельмени на пару) с буйволятиной в непальских «углах» – 20-25 рупий.
Момо с буйволятиной в ресторанах – 60 рупий.
Момо с овощами (ведж момо) – 45 рупий, и только в ресторанах.
Молочный чай на улице – 5-6 рупий.
Королевский йогурт (джу джу даи) – 15 рупий за мисочку, обычный йогурт – 10 рупий.
Такси из центра до Боды, аэропорта, Пашупатината – 200 рупий. Вечером – 250 рупий.
Бутылка воды 0.5 л – 12 рупий, перед тур. местами – 20 рупий.
1 литр разливной воды – 5 рупий (рекомендуется пользоваться этим, чтобы не множить пластиковый мусор).
Симка Mero Mobile – 500 рупий.
Визит врача на дом, осмотр, выписывание рецепта – 600 рупий.
Анализы на инфекции – от 300 до 500 рупий.

Климат и погода: 

Погода в Катманду, столице Непала и прогноз на ближайщие дни
Погода в Катманду, Непал

Фото фасада храма на Индра чоук Катманду, Четрапати чоук Дворцовая площадь Катманду Дурбар Катманду. Храм Таран Деви Катманду, Дурбар Катманду, Дурбар, дворец Кумари деви Дворцовая площадь Катманду, храм Шивы и Парвати
Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

собственные заметки Rishicat и achadidi, фото Катманду achadidi 2004 и 2009 год


Комментариев : 1

Коренные

Atma аватар

Коренные жители Катманду требуют автономии
novoteka о Непале - Пнд, 01/06/2009 - 20:42
Протестующие требуют объявить Катманду автономным краем неваров, а язык неваров должен стать официальным языком всего государства Непал. Полиция сообщила о нескольких столкновениях протестующих неваров с жителями города.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_ималаи: